Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость
Автомобильные компании уже не удивляют автолюбителей наличием автоматических коробок передач в комплектации автомобилей. Одним из видов таких трансмиссий является CVT, или вариатор, который постепенно становится все более популярным, но все еще вызывает определенную недоверчивость. Иногда этот тип коробки передач сравнивают с классической автоматической коробкой передач, однако такое сравнение с технической точки зрения является ошибочным. Основное отличие заключается в принципе работы вариатора, который является многим причиной возникновения проблем при эксплуатации. В этой статье мы рассмотрим стоимость ремонта такой коробки, а также расскажем, как правильно водить автомобиль с CVT, чтобы отложить посещение автосервиса на максимально длительный период.
Как поддерживать вариатор в исправном состоянии: ключевые правила эксплуатации
Принцип работы вариатора можно проиллюстрировать на примере скоростного велосипеда. Если цепь находится на самой маленькой передней звезде и самой большой задней звезде, то крутить педали будет легко, даже на крутой горе. Чтобы задняя звезда совершила один оборот, передняя звезда должна сделать несколько, что обеспечивает максимальную тягу и минимальную скорость.
В противоположной ситуации крутить педали сложнее, но скорость увеличивается, то есть одному обороту передней звезды соответствует несколько оборотов задней звезды. Вариатор, работающий на таком же принципе, использует два конусных шкива вместо звездочек с цепью или ремнем, которые плавно изменяют диаметр вращения, меняя передаточное отношение.
Используя такую конструкцию, необходимо соблюдать некоторые правила при эксплуатации для того, чтобы продлить срок службы коробки и избежать появления поломок:
- Не резко трогаться с ускорением. В таком случае все движущиеся элементы могут плохо смазываться, что увеличит их нагрев и вероятность проскальзывания цепи или ремня по шкивам;
- Не ездить долгое время на максимальной скорости. Даже при условии достаточной смазки, такой режим работы приводит к перегреву подшипников, валов и ремня;
- Не ездить по бездорожью. Передвижение по пересеченной местности дает дополнительную нагрузку на вариатор;
- Не буксировать и не ездить с прицепом. Это еще один фактор дополнительной нагрузки на коробку, приводящий к перегреву. В технической документации к авто указана максимальная масса, которую он может буксировать.
Вариатор чувствителен к механическим повреждениям. Они могут возникать при наезде на препятствия, бордюры или камни. Также нежелательны быстрые смены направления движения — раскачка, особенно если автомобиль застрял на бездорожье или в снегу.
Кроме того, чтобы продлить срок эксплуатации вариатора, необходимо выполнять периодическую диагностику и профилактические меры:
- Прогрев. Во время стоянки все смазочные жидкости стекают в поддон и охлаждаются. Чтобы достичь рабочей температуры и для попадания масла на смазывающие поверхности, рекомендуется прогреть двигатель перед началом езды. Продолжительность прогрева коробки должна быть несколько больше в холодное время года, чем у двигателя.
- Соблюдение правил положений селектора. Переключение в режим автомобиля с задним ходом (R) можно осуществлять только после полного прекращения движения. Режим автомобиля с парковкой (P) предназначен исключительно для стоянки автомобиля. Режим автомобиля в нейтральном положении (N) используется для включения зажигания и для длительных остановок с включенным двигателем, например в пробке. При остановке на светофоре рекомендуется оставить коробку в режиме движения (D), а не переводить ее в нейтральное положение.
- Профилактические осмотры. Перед каждой поездкой желательно проверять уровень смазочной жидкости. Заменять ее необходимо согласно рекомендациям производителя. Важно следить за состоянием радиатора: со временем он забивается пылью, грязью и пыльцой, после чего может не справиться со своими функциями даже при обычной езде, тогда коробка выйдет из строя.
Однако, даже если вы бережно эксплуатируете свое авто и выполняете все рекомендации по техническому обслуживанию, ремонт вариаторов неизбежен. Как и в любом другом узле, где есть вращающиеся или трущиеся детали, подшипники, конусные валы и ремни постепенно изнашиваются. Все меры профилактики направлены только на продление срока службы коробки, но никак не на избежание поломок в целом.
Как восстановить вариатор и сколько это стоит?
В большинстве случаев при сервисном обслуживании официальные дилеры предпочитают заменить вышедший из строя вариатор вместо того, чтобы провести ремонт. Однако после истечения гарантийного срока такая процедура обойдется дорого. Но сегодня на рынке предостаточно оригинальных запасных частей, что делает возможным качественный ремонт без замены всей трансмиссии и тем самым экономит деньги.
Стоимость ремонта вариатора зависит от того, какая именно деталь вышла из строя и какие процедуры необходимы, чтобы ее заменить. В ремонт могут входить следующие услуги:
- Диагностика неисправности. Износ или поломку можно определить, прослушав монотонный гул вариатора. Но только комплексная диагностика и осмотр могут точно выявить место и причину неисправности. К тому же, причина неисправности может быть связана с неправильной работой какой-либо из систем автомобиля. Во многих сервисных центрах услуга полной диагностики без демонтажа вариатора бесплатна.
- Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть связан с естественной выработкой, перегревом или появлением задиров на валах, и в результате его порвать. Обычно запас хода детали приравнивают к сроку службы вариатора. Для разных автомобилей это может составлять от 100 000 до 250 000 км. Стоимость замены ремня составляет примерно 15 000 рублей.
- Замена подшипников. При постоянном трении ремня о валы неизбежно образуется металлическая пыль, которая ускоряет их естественный износ. Цены на эту деталь начинаются от 2 500 рублей.
- Промывка и ремонт гидроблока. Система гидроблоков отвечает за синхронное управление конусными шкивами. Промывка гидроблока в случае неисправностей в этой системе, вызванных загрязнением масла, обойдется примерно в 10 000 рублей.
- Ремонт блока управления вариатора. Электронный блок управления или ЭБУ обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он принимает сигналы от датчиков, регулирует давление масла, обеспечивает самодиагностику и работу вариатора в аварийном режиме. Ремонт ЭБУ обойдется в 8 000 рублей.
Полный перечень работ и итоговая стоимость услуг будут известны после диагностики. В среднем ремонт вариаторов в сервисе обойдется в 55 000 рублей. В эту сумму входит и стоимость запасных частей.
Цена ремонта вариатора состоит из стоимости запасных частей и работ по их замене, демонтажа и монтажа коробки. Чтобы не увеличивать стоимость ремонта, лучше обратиться в сервис сразу же после обнаружения первых признаков неисправности. Это поможет избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП, замена которой приведет к значительным денежным тратам.
Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться в зависимости от региона и автомобильной марки. Информация актуальна на июль 2020 года.
Фото: freepik.com