Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
В настоящее время информационные технологии играют важную роль в жизни людей, не только в работе, но и в обучении. Особенно с распространением Интернета произошли необратимые изменения в организации образования. Дистанционные образовательные технологии сегодня применяются повсеместно, их преимущества и особенности мы рассмотрим в данной статье.
Роль новых технологий в организации учебного процесса в вузах
Современные технологии дают возможность получать образование в любой точке мира, расширяя его возможности. Традиционные формы обучения все еще популярны, однако, дистанционное обучение в последнее время набирает обороты.
В России сейчас становится популярной новая система образования, которая ориентирована на интеграцию в международное информационно-образовательное пространство. Естественным следствием этого процесса являются изменения в методах и организации процесса обучения, которые позволяют сделать образование более удобным и доступным.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одной из важных частей данной модернизации. Эти технологии представляют собой устройства и способы обработки информации, такие как компьютеры с необходимым программным обеспечением и средства телекоммуникаций, используемые вместе с размещенной на этих устройствах информацией. Они позволяют преподавателям и студентам общаться и взаимодействовать друг с другом дистанционно.
Использование дистанционных образовательных технологий было закреплено в Законе РФ «Об образовании» 1992 года. Дальнейшие изменения и поправки, включая Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 года «Об использовании дистанционных образовательных технологий», делают возможным использование этих технологий на всех формах обучения во всех учебных заведениях России. С новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с сентября 2013 года, все новые возможности электронного обучения стали доступны вузам. Этот закон обязывает учебные заведения не только обеспечить доступ к новым технологиям, но также дать возможность получения образовательных ресурсов в электронном виде.
Кроме созданных самими учебными заведениями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют и бесплатные ресурсы, например, сайты Минобразования РФ, порталы «Грамота.ру», «Открытый колледж», а также множество обучающих каналов на YouTube, которые доступны для использования школьникам, студентам и другим интересующимся.
Электронные и дистанционные образовательные технологии стали неотъемлемой частью современной системы обучения. Все больше школ и университетов переходят на инновационные методы обучения, которые используют информационные и коммуникационные технологии.
Существует несколько вариантов применения электронных и дистанционных образовательных технологий в образовании. Одним из них является применение онлайн-курсов и вебинаров, которые позволяют студентам получать знания и навыки на расстоянии, используя только компьютер или смартфон.
Другим вариантом является создание электронных учебных пособий и учебных материалов. Эти материалы могут содержать видеоуроки, интерактивные задания, тесты и прочее. Все это позволяет учащимся самостоятельно изучать материалы и повышать свой уровень знаний.
Также электронные технологии позволяют проводить онлайн-видеоконференции между учителями и учениками для дополнительных консультаций и обсуждения вопросов, касающихся учебного процесса.
В целом, применение электронных и дистанционных образовательных технологий открывает новые возможности в обучении и помогает студентам обрести знания и навыки, не выходя из дома.
Электронное обучение, или E-Learning, изначально было определено как обучение с использованием компьютера, но с течением времени его значение расширилось. В настоящее время электронное обучение включает в себя множество образовательных технологий, которые условно можно разделить на две категории: синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное обучение представляет собой дистанционное обучение в реальном времени, по сути не отличающееся от стандартного очного обучения, за исключением того, что участники находятся на расстоянии друг от друга. Вебинары являются ярким примером такого вида обучения, а для проведения лекций к нему используется специальное программное обеспечение.
Асинхронное электронное обучение — это обучение, в котором студент получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или электронных носителей информации, таких как CD, DVD или flash-карты, и самостоятельно настраивает темп и график освоения материала. Сейчас электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса во многих университетах и также нашло широкое применение в сфере повышения квалификации, где в некоторых компаниях созданы подразделения, которые занимаются организацией электронного обучения для сотрудников.
Технологии дистанционного образования
Дистанционное обучение – это широкое понятие, включающее в себя элементы интерактивного самообучения и консультационной поддержки. Электронное обучение, в свою очередь, является одним из инструментов дистанционного образования. Таким образом, дистанционное образование можно описать как совокупность технологий, которые позволяют обучаемым получить основной объем учебного материала и обеспечить интерактивное взаимодействие с преподавателями в процессе обучения. В то же время, для доставки учебных пособий можно использовать не только компьютеры и Интернет.
Преимущества дистанционного обучения
Обучение с помощью дистанционных технологий имеет множество позитивных сторон.
Одним из основных достоинств дистанционного обучения является возможность учиться не покидая места своего проживания. Не всегда представители малых населенных пунктов имеют возможность поехать в большой город для получения высшего образования. Для них вариантом становится дистанционное обучение.
Учащиеся имеют возможность совмещать учебу и работу, что является отличным плюсом для людей, которые хотят повысить свою квалификацию или получить второе образование.
Студент получает доступ к качественным учебным материалам, ведет эффективное общение с преподавателями и имеет возможность составить индивидуальный учебный план.
Дистанционное обучение предполагает беспристрастную оценку результатов и обеспечивает постоянный контроль качества усвоения знаний. Такая технология исключает человеческий фактор благодаря использованию объективных автоматизированных процедур оценки знаний и предотвращает возможность взяточничества.
Гибкий график занятий, возможность совмещать работу и учебу, а также адаптация учебных продуктов к индивидуальному темпу усвоения информации делают дистанционное обучение комфортным для всех.
Институт международных экономических связей (ИМЭС) занимает лидирующую позицию в сфере дистанционного образования по направлению "Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность". Этот инновационный вуз применяет инновационный подход к обучению, используя принципы электронного обучения. Благодаря этому студенты из разных регионов России могут получить высококачественное образование по доступным ценам, сохраняя при этом свое местоположение, работу и образ жизни.
В учебном заведении под названием Институт международных экономических связей (ИМЭС), основанном в 1995 году, получили образование в области внешней торговли более 2000 студентов за 20 лет его существования. Вуз гордится своей статистикой, однако в ИМЭСе делают упор не только на количество, но и на качество обучения.
И на данный момент ИМЭС предоставляет возможность обучения на программе высшего образования, включающей подготовку бакалавров по направлениям "Менеджмент" и "Экономика". Интересно отметить, что ИМЭС не ограничивается лишь использованием принципов E-Learning, но и активно занимается разработкой инновационных образовательных продуктов - что делает его почти единственным вузом, делающим акцент на инновациях.
Дистанционное обучение на базе ИМЭС
Широкий спектр электронных образовательных ресурсов доступен в электронной информационной образовательной среде ИМЭС. Студентам предоставляются следующие инструменты: лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, синхронный и асинхронный обмен между участниками образовательного процесса и составление электронного портфолио. Доступ к электронным образовательным ресурсам можно осуществить через "Личный кабинет" на сайте.
Администрирование учебного процесса обеспечивается через использование информационной интеллектуальной системы "Спрут". Она позволяет следить за прогрессом каждого студента, начиная с момента поступления на обучение и заканчивая выдачей дипломов. Кроме того, "Спрут" обеспечивает электронную идентификацию студентов при проведении аттестации и академическое администрирование.
Преподаватели создают онлайн-курсы, используя виртуальную обучающую среду Moodle, которая доступна для обучения студентов. Также обучающимся доступны электронные библиотечные ресурсы.
Фото: freepik.com