Обучение и развитие персонала в организации

Обучение и развитие персонала в организации

В наше время любой работник должен быть готов к тому, что его профессиональные навыки в один прекрасный день могут перестать соответствовать запросам компании. Тем более, что нынешний бизнес проживает в условиях быстрого роста конкуренции, которая заставляет менеджеров и руководителей быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям рынка. Именно поэтому так важно выделять время и ресурсы на обучение и развитие своих сотрудников.

Существуют определенные принципы, которые обязательно должны учитываться при обучении сотрудников. Они основаны на том, чтобы помочь каждому работнику в своем развитии, а также создать условия для его роста и профессионального успеха. В качестве примера можно привести принцип интенсивного обучения, который включает в себя создание условий для максимально интенсивного обучения сотрудников. Кроме того, необходимо регулярно отмечать и поощрять прогресс сотрудников, чтобы они чувствовали себя значимыми и важными для компании.

Но какие именно методы можно использовать для обучения персонала? Одним из самых эффективных способов являются так называемые тренинги – это краткосрочные, но очень интенсивные программы обучения, которые позволяют работникам освоить новые профессиональные навыки и применить их на практике. Другими популярными методами являются курсы дистанционного обучения, менторинг и коучинг.

В любом случае, следует помнить, что инвестирование в обучение и развитие сотрудников – это важная составляющая успеха бизнеса. Увеличение производственной мощности и рост прибыли компании во многом зависит от того, насколько быстро и эффективно ее сотрудники могут адаптироваться к новым условиям и требованиям рынка.

Развитие персонала является важным компонентом успешной работы организации. Оно осуществляется путем адаптации и обучения сотрудников.

Адаптация направлена на ознакомление новых сотрудников с правилами и нормами компании, а также конкретного подразделения. Ее нужно проводить как новым сотрудникам, так и тем, кто переводится в другой отдел или филиал. Однако уровень профессионализма сотрудника в начале и конце адаптации изменяется незначительно, поэтому лучше повышать уровень тех, кто уже работает в компании.

Обучение направлено на расширение профессиональных компетенций, и может быть как плановым, так и неожиданным. За обучение отвечают специалисты HR-отдела или учебного отдела крупных компаний. Для организации обучения необходимо выявить потребность в нем, используя, например, аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности за испытательный срок, сбор заявок на обучение, аттестацию сотрудников.

Обучение можно организовать внутрифирменно или внешне. Внутрифирменное обучение организуется при наличии отдела обучения и развития персонала, либо наличии авторитетных профессионалов внутри компании. Оно позволяет безотрывно от производства повышать квалификацию сотрудников, но не дает возможности получения новых идей и методов. Внешнее обучение направлено на получение новых знаний и навыков у специалистов-преподавателей, но зачастую более затратно для компании, чем внутрифирменное.

Выбор формы обучения зависит от концепции обучения сотрудников, которую хочет реализовать руководство, от отталкивающих факторов и от стратегической цели, которую хочет достичь компания.

Например, если компания выходит на новый рынок и нужно повысить уровень владения английским языком, то концепция специализированного внутрифирменного обучения может быть реализована для сотрудников разного уровня владения языком. Обучение, ориентированное на личность, может быть организовано для сотрудников, которые не имеют опыта владения английским языком. Многопрофильное обучение может быть реализовано для тех, кто должен улучшить разговорные навыки с применением профессиональной лексики.

Методы обучения персонала необходимы для повышения квалификации сотрудников организации. Выбор формы обучения внутри или вне фирмы зависит от специфики компании и определяет конкретный метод обучения.

Опции обучения внутри фирмы:

  • Инструктаж. Он необходим для приобретения начальных знаний и общей информации о работе, например, о безопасности на рабочем месте и технике безопасности.
  • Ротация. Этот метод обучения предусматривает временный перевод сотрудника в другое подразделение компании для набора опыта и получения новой профессиональной квалификации.
  • Наставничество. Оно включает работу под наблюдением опытного сотрудника. В Великобритании популярна форма наставничества, называемая buddying, которая подразумевает равноправное взаимодействие между наставником и учеником.
  • Shadowing. Этот метод используется в компаниях, сотрудничающих с университетами и колледжами, и заключается в том, что студенты проводят несколько рабочих дней рядом с опытным специалистом, наблюдая за его работой.

Опции обучения вне фирмы:

  • Курсы повышения квалификации и тренинги. Они включают в себя лекции, семинары, деловые игры и разбор кейсов, которые могут быть дистанционными или модульными. Недостатком являются высокие затраты и низкая мотивация участников.
  • Самообучение. В идеале каждый специалист должен самостоятельно заниматься повышением своей квалификации: читать специализированную литературу, участвовать в вебинарах и общаться на профессиональных форумах.
  • Конференции. Они способствуют обмену опытом и налаживанию деловых отношений с другими компаниями и участниками отрасли.

Методы обучения внутри и вне фирмы:

  • Secondment. Это разновидность ротации, которая позволяет сотрудникам не только получить новый опыт в другом департаменте компании, но и научиться работать в другой компании. Возможность использования этого метода зависит от специфики компании.

Оптимальный выбор и комбинация этих методов обучения зависит от ситуации в компании и при необходимости может быть систематизирована через разработку системы развития персонала.

Система развития персонала — это ключевой инструмент, который помогает сотрудникам развивать свои профессиональные и личностные компетенции. Её функции включают в себя следующее:

  • Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников, а также определение их потребностей в обучении.
  • Мотивирование персонала к обучению.
  • Выбор подходов и методов обучения, а также контроль за усвоением знаний.
  • Организация обучающих и контрольных мероприятий.
  • Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.

Важно отметить, что обратная связь от сотрудников помогает улучшать и совершенствовать систему развития.

Даже единичное обучение требует ряда контактов внутри компании, а для создания эффективной системы развития персонала необходимо безупречное взаимодействие между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. При этом доверительная и здоровая обстановка в компании играет важную роль в мотивации персонала на успешное обучение и повышение их профессионального уровня. Особенно эффективным является комбинирование различных методов обучения и использование многофункциональных инструментов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *