В исконных традициях – сила народа

Старинные языческие обряды проводят в селе Старое Суркино Альметьевского района во время фестиваля чувашей Закамья «Учук».

Старинные языческие обряды проводят в селе Старое Суркино Альметьевского района во время фестиваля чувашей Закамья «Учук».

В  минувшие выходные он  в  пятнадцатый раз собрал местных жителей и  гостей. Некрещённые чуваши верят в  бога Тура, силы природы и  ежегодно делают жертвенные подношения для богатого урожая.

Название «Учук» произошло от  слияния двух слов: уй  («поле») и  «чук» («жертвоприношение, моление»). Чувашское «полевое моление» началось ранним утром. Над жертвенным животным  — обычно это бык  — проводят обряд. Читают молитвы, а  затем окропляют его голову водой  — если встрепенулся, значит, духи готовы принять жертву. Мясо жертвенного быка используют для приготовления каши, а  его ноги и  голову привязывают к  священному дубу. Считается, что так бог Тура должен узнать о  принесенной жертве и  принять  её. 

Во  время торжественного открытия фестиваля гостей приветствовал руководитель исполкома АМР Айдар Каюмов. 

—  У  нас в  Татарстане проводится большая работа по  сохранению традиций всех национальностей, проживающих на  его территории. Слава Богу, мы  все живём уже много-много веков в  мире и  согласии. Мы  вместе отмечаем все праздники: на  Крещение окунаемся в  прорубь, в  мусульманские праздники за  одним столом едим плов и  блюда из  баранины, наши дети ходят в  одни детские сады, в  одни школы, мы  отмечаем вместе семейные праздники. Хочу всех поздравить! Учук  — древний и  яркий праздник, который раскрывает национальные традиции чувашей,   — отметил руководитель. 

Председатель Совета ветеранов Альметьевского района Владимир Яшанин наградил благодарственными письмами активных участников ветеранского движения Старосуркинского сельского поселения. 

Кроме жителей села Старое Суркино, на  празднике собрались гости и  творческие коллективы из  Лениногорского района, Башкортостана и  Самарской области. Фольклорный коллектив «Рябинушка» приехал из  деревни Старое Афонькино Шенталинского района Самарской области. Они спели на  чувашском языке.

—  Веселье, на  улице всё расцветает  — праздник идёт! —  переводит слова песни Виктор Шмелёв, участник коллектива. 

Писательница Марина Владимирова приехала из  Лениногорского района. Она впервые на  фестивале «Учук». Рассказывает, что недавно презентовала книгу про село Якты-Куль в  Башкирии, в  котором она прожила 50  лет. По  её  словам, именно этот населённый пункт стал прибежищем для нескольких семей чувашей из  Старого Суркина в  1927  году. И  ныне в  селе Якты-Куль проживают их  потомки, а  прародители её  мужа  — те  самые чуваши. Так что к  этому народу у  поэтессы особенно тёплые чувства.

—  Мой муж был художником, и  дети у  нас художники, в  общем, талантливый род чувашей, я  хочу сказать,   — делится Марина Владимирова. 

Есть у  чувашей и  свой национальный напиток  — сара. Переводится он  как «пиво», но  на  самом деле это квас. Местная жительница Анжелика Ильдукова делает закваску, кладёт хмель, ржаную муку или ржаной хлеб. «Чувашская сара как славится!»  — говорит хозяйка. Сара  — обрядовый напиток. Кашу из  мяса быка, сару и  лепёшку (юсман) приносят в  дар духам возле священного дерева. С  молитвами три старейшины идут к  дубу и  оставляют там еду.

Кашу варят в  нескольких котлах, чтобы всем хватило. По  составу она напоминает знакомую с  советского времени кашу «дружба» из  нескольких круп  — гречки, пшена, риса, здесь в  неё добавляют ещё и  картошку. В  народе её  называют «кашей дождя». 

—  Иной год вообще дождя не  бывает  — вот мы  кашу варим, и  после этого обязательно в  деревне идёт дождь. Столько раз мы  уже проверяли. Каждая деревня по-своему варит, а  всё равно дождь приходит,  — заверяют старожилы села Старое Суркино.

Жители уверены, что в  исконных традициях  — сила народа и  родного края.

—  Нашу деревню что-то всегда оберегало. Вокруг что только ни  творилось: крыши сносило, ураганы были, но, слава Богу, наша деревня всегда под защитой. Мы  надеемся, что это благодаря нашим обычаям, молитвам,  — говорят сельчане. 

И  уже после того, как все обряды закончены, можно накормить и  гостей праздника. Те, кто не  первый год на  «Учуке», обязательно приезжают со  своей посудой для каши. 

—  Вкусно, очень вкусно. Обязательно приедем в  следующем году, чтобы попробовать кашу, послушать песни, повеселиться,   — с  благодарностью отметили гости. 

В  Альметьевском районе проживают представители около 70  национальностей. И  все они бережно хранят свои традиции.

Увидели или узнали что-то интересное? Сообщите об этом журналистам ЮВТ-24:  [email protected]   или + 7 917 255 40 26

►Узнавайте все новости первыми – подпишитесь на телеграм-канал ЮВТ-24!


Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Казани на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *