Святитель Кирилл Казанский, совесть Церкви
Во времена церковной смуты и гонений именно с митрополитом Кириллом Казанским (Смирновым) архиереи сверялись в вопросах веры и совести, почему?
Во времена церковной смуты и гонений именно с митрополитом Кириллом Казанским (Смирновым) архиереи сверялись в вопросах веры и совести, почему?
Совесть в карман не спрячешь. А правильно поставленная совесть всегда начинает с себя. Например, митрополит Кирилл видел в гонениях Церкви «осуществление над русским церковным обществом суда Божия, карающего нас за наши исторически выявленные церковные падения и призывающего нас к покаянию. Отсюда самые скорби церковные являются обычно генетически связанными с нашими церковными падениями».
А когда патриарх Тихон опасался, что за его неуступчивость советской власти пересажают архиереев, митрополит Кирилл ответил: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы».
И это был не пафос — за свою жизнь митрополит Кирилл 17 лет провел в тюрьмах и ссылках. Расстреляли его уже в 74 года.
До принятия монашества в 1902 году будущий митрополит, тогда кронштадтский священник Константин Смирнов, пережил семейную трагедию: мучительной смертью умерла маленькая дочь Оля, случайно проглотившая иголку, а вскоре, не перенеся горя, скончалась и жена, тоже Ольга.
Долго и тяжело переносивший потерю дорогих ему людей, в 39 лет отец Константин принимает монашество с именем Кирилл. Интересно, что постригал его епископ Сергий (Страгородский), тогда ректор Духовной академии Петербурга, а позже — главный церковный оппонент.
Незадолго до смерти праведный Иоанн Кронштадтский, очень любивший митрополита Кирилла, завещал именно ему отпевать себя, возможно, так прозорливо на него указывая.
Также незадолго до смерти, в завещании от 7 января 1925 года патриарх Тихон именно митрополита Кирилла назвал первым из архиереев, кому он передал «Патриаршие права и обязанности до законного (церковным Собором — прим. Ред.) выбора патриарха». Но митрополит Кирилл к этому времени находился в ссылке, которую ему после этого завещания «продлили».
Что такое полемика по-христианскиМитрополит Кирилл жил в крайне полифоническое время. Столько партий, движений, течений, обновлений, голосов и мнений, как в начале 20 века, Россия, пожалуй, не переживала никогда — разве что сегодня. Коснулись обновления и Церкви: в ней прошел церковный Собор, был избран Патриарх, намечен целый ряд реформ.
Однако с утверждением коммунистической атеистической власти главным для Церкви стал вопрос — как жить под ее сугубым контролем и прикрывавшим уничтожение христиан «отделением Церкви от государства»? Эти вопросы тоже вызвали горячую полемику. Тем более горячую, что велась она не в блогах с лайками и банами, а в тайной переписке нередко из тюрем и ссылок, которую могли перехватить, а участников расстрелять (что и делалось).
Было три самых главных «партии»: «сергианцы», как называли тех, кто принял официальную, признанную властью позицию Церкви во главе с заместителем временного местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским); «иосифляне», поддерживающие митрополита Иосифа (Петровых), считавшего митрополита Сергия узурпатором патриаршего престола. Правда, сам митрополит Иосиф считал такое название неверным, предпочитая «антисергианство». И были те, кто не противопоставлял себя ни одной из вышеназванных позиций.
К митрополиту Кириллу многие архиереи обращались с вопросами: где же правда? Напряжение росло.
«В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражде, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету с одной стороны на другую; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь, и только пребывающий в любви в Боге пребывает, — так писал митрополит Кирилл из Туруханского края в 1929 году. — Поэтому всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве.
Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывет вверх над обвинениям в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды.
Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом, мы не должны — по наставлению святого апостола Иоанна — оставлять своей частной молитвы о согрешающих братиях».
Заменить совесть дисциплина не можетСлова о любви к согрешающим братьям ни в коем случае нельзя принимать как благолепие. По поводу действий местоблюстителя митрополита Сергия митрополит Кирилл, не сразу, а наблюдая за происходящим, последовательно и постепенно делает вывод:
«Мне часто приписывают мысли и слова, каких я не высказывал. К этому разряду принадлежит и цитированная Вами, влагаемая в мои уста фраза: «Ради церковного мира и народного единства нужно покрыть любовью то, в чем согрешил митрополит Сергий». Я ничего подобного не говорил.
Действительно, никого я не сужу и не осуждаю, но и призывать к участию в чужих грехах не могу, как не могу осуждать и тех иерархов во главе с митрополитом Иосифом, которые исповедали свое нежелание участвовать в том, в чем совесть их признала греховным.
Это исповедание вменяют в нарушение церковной дисциплины, но церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным выражение иерархической совести Соборной Церкви; заменить собою эту совесть дисциплина никогда не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, так индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на страже соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во чтобы то ни стало.
Тогда изображенная Вами расшатанность церковной дисциплины становится неизбежной как следствие греха (злоупотребляющих ею) в данном случае. Выход же из греха может быть только один — покаяние и достойные плоды его». (Из письма митрополита Кирилла архимандриту Владимиру Пуссету).
В чем же митрополит Кирилл видел грех местоблюстителя митрополита Сергия?
В превышении власти митрополита Сергия, создавшего при себе нелегитимный новый орган Церкви — Временный Патриарший Синод и пытавшегося в обход назначенного патриархом Тихоном своим местоблюстителем митрополита Петра (Полянского) руководить Церковью. Более того: всех архиереев, клириков и мирян, несогласных со своей позицией, митрополит Сергий объявлял раскольниками, лишенными церковных таинств.
В постановлении Синода от 6 августа 1929 года, например, воспрещалось даже отпевать таковых. И немало архиереев и клириков было выслано или посажено в тюрьмы только потому, что они были «непоминающие», т.е. не поминали митрополита Сергия как главу Церкви за Литургией.
Митрополит Кирилл, между тем, никогда не призывал кого-либо «не поминать» своего оппонента, или считать таинства Церкви при митрополите Сергии безблагодатными. Напротив, он считал, что грешно в такое тяжелое для Церкви время вносить новые раздоры.
«Такое отношение к митрополиту Сергию и его Синоду я не понимаю как отделение от руководимой митрополитом Сергием части Православной Церкви, так как личный грех митрополита Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви православно-догматического учения. Но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митрополиту Сергию архипастырей в нарушение братской любви уже применяются в отношении к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев-раскольников.
… Литургисать я с митрополитом Сергием и единомысленными ему архипастырями не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду».
Таким образом позиция митрополита Кирилла не было зилотствующей, непримиримой, когда «только я прав». Она действительно происходила из его христианской совести, которая в страшный век обманов, слепоты, смеси правды с кривдой старалась видеть происходящее, как заповедал Христос: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Последние новости
Как защититься от оспы обезьян
Советы специалистов по предотвращению заражения оспой обезьян.
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года жители смогут обратиться за консультацией.
Новые инициативы по улучшению здоровья населения
Государство запускает программы для повышения уровня жизни граждан.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией