Рустам Батыр: «Сбрасывание масок с института семьи может быть на руку мусульманам»
О многоженстве, исламском гей-параде в Лондоне и постхристианском институте семьи Пока в России лидеры мусульман вновь заговорили о возможности легализации в стране многоженства (которое лучше, чем 40 любовниц),
О многоженстве, исламском гей-параде в Лондоне и постхристианском институте семьи
Пока в России лидеры мусульман вновь заговорили о возможности легализации в стране многоженства (которое лучше, чем 40 любовниц), в Британии запустили краудфандинговый сбор средств на проведение первого в истории исламского ЛГБТ-парада в Лондоне. Автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр обнаруживает неожиданные связи между подобными событиями и инициативами.
Рустам Батыр: «Христианство уже давно сошло с авансцены европейского общества. Однако, отойдя в тень, оно продолжает скрытно влиять на умы людей через матрицу мышления, которую выковывало веками»Фото: «БИЗНЕС Online»
ЛГБТ-АКТИВИСТЫ БЬЮТ НЕ ПО САМОЙ РЕЛИГИИНа этой неделе британская организация ЛГБТ-мусульман Imaan запустила краудфандинговый сбор средств на проведении первого в истории исламского ЛГБТ-парада в Лондоне, который должен пройти весной 2020 года. Прежде нетрадиционные (во всех смыслах этого слова) мусульмане присоединялись к общим акциям глобальных ЛГБТ-сообществ, а теперь вот созрели до собственного, исключительно исламского, гей-парада. Подобное укрепление позиций мусульман в британской столице не вызвало большого восторга в среде единоверцев. Как водится в таких случаях, мусульманские секс-активисты были завалены на просторах интернета шквалом негатива и оскорблений. Не желая выступать адвокатом ни тех, ни других, стоит отметить, что ЛГБТ-движение у нас, как правило, воспринимается крайне однобоко, шаблонно. Однако если разобраться в сути вопроса, то, обнаружится, что, как бы это парадоксально ни звучало, успехи радужного сообщества можно поставить на службу исламской умме. Скажем так: грех не использовать телодвижения геев и лесбиянок в интересах тех, кто их осуждает, в том числе и в России.
Мы не будем ввязываться в дискуссию о природе нетрадиционной сексуальности, пытаясь разобраться в том, является ли это генетической предрасположенностью или приобретенной девиацией. Не станем мы и копаться в малоизвестных страницах мусульманского богословия на данную тему, обнажая несоответствие устоявшихся сегодня стереотипов и подлинно исламского учения. В рамках настоящей статьи нас будет интересовать совсем другое: не ЛГБТ-явление, как таковое, а те последствия, которое оно порождает в обществе.
Движение ЛГБТ-активистов за свои права, как известно, противостоит традиционным ценностям. А поскольку эти самые традиционные ценности, либо напрямую, либо завуалировано, являются продолжением исконного религиозного мировоззрения, то уступки геям и лесбиянкам многие из нас расценивают как поражение религии, которое ни в коем случае нельзя допустить.
В действительности, ЛГБТ-активисты бьют не по самой религии. В самом деле, как, простите, секс двух мужчин у себя дома может повлиять на набожность их соседа? Никак. ЛГБТ-активисты бьют по несколько другому — гегемонии религии в обществе, закрепленной на уровне законов. Вы спросите: о какой гегемонии религии может идти речь в западном постхристианском мире? Ответ будет таков: латентной.
Да, христианство действительно уже давно сошло с авансцены европейского общества. Однако, отойдя в тень, оно продолжает скрытно влиять на умы людей через матрицу мышления, которую выковывало веками. И потому Запад несмотря на все свое постхристианство в ряде вопросов продолжает двигаться по тем рельсам, которые когда-то проложили ему религиозные иерархи. Один из таких вопросов — институт семьи, с традиционными (читай: прохристианскими) рамками которого и борются ЛГБТ-активисты. Другими словами, они борются с гегемонией христианства. Именно в данном контексте для мусульман и открывается окно возможностей.
ОТДЫХ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ОТНЮДЬ НЕ НЕЙТРАЛЕН В РЕЛИГИОЗНОМ ОТНОШЕНИИОбнаружение и выкорчевывание латентного христианства (и религиозности в целом), скрывающегося под покровами современных общесоциальных стандартов — ничто иное как следующий этап в создании подлинно светского общества и мировоззренческого равноправия.Многие ошибочно полагают, что светскость и религиозные свободы — некая зацементированная данность. Нет. Границы этих понятий постоянно расширялись и продолжают расширяться до сих пор: от малого к большему.
Сделаем в данной связи краткий исторический экскурс, чтобы понять, о чем идет речь, и в какой точке мы находимся сегодня.
Современные идеи свободы совести и вероисповедания родились в ответ на религиозные войны, которые охватили Европу с началом Реформации и которые были остановлены к концу XVII века. Поэтому первые призывы к веротерпимости поначалу распространялись только на христиан. Например, Джон Локк прямо говорил, что нельзя быть терпимыми к атеистам и мусульманам. XVIII век ставил своей задачей уже преодоление христианства (вспомним вольтеровское «Раздавите гадину!»), что вылилось в Великую Французскую революцию. К концу XIX века ее религиозные идеалы по факту победили во всей Европе. Первым это зафиксировал Фридрих Ницше в своей знаменитой фразе «Бог умер».
До сего момента светскость отвоевывала пространство исключительно у христианства. У нее просто не было другого контрагента. Проблема была одномерной. В ходе колониальной экспансии европейцы, конечно же, сталкивались с иными религиозными традициями, но это столкновение происходило за контуром собственного общества. Однако XX век меняет эту картину: в Европу устремляются потоки иммигрантов. Во втором и третьем поколениях новые европейцы начинают активно заявлять о своих правах. И тогда рождается концепция мультикультурализма, которая переводит понятие светскости в многомерное измерение.
Что это меняет по существу? Раньше для того, чтобы считаться светским, т. е. конфессионально нейтральным, достаточно было удовлетворять запросам тех, кто вышел из христианства. В двухсоставном обществе подобная бинарность вполне работала. Например, отдых в воскресенье никак не ущемлял права атеистов. Верующие шли в этот день на службу в церковь, а безбожники проводили его по своему усмотрению. Все довольны, всем хорошо. Однако с усложнением этно-конфессионального состава общества подобная идиллия разрушается. Отныне отдых в воскресенье отнюдь не нейтрален в религиозном отношении. Теперь это предстает уже как христианский атавизм, контрабандой попавший в светскую эпоху мировоззренческого равноправия. В самом деле, если христиане, имея выходной день в воскресенье, могут реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания в полной мере, то мусульмане, чья еженедельная религиозная служба приходится на пятницу, в этой свободе оказываются ограничены. О каком же равноправии тут можно вести речь?
Стоит через подобные фильтры мультикультурализма прогнать другие принятые в обществе нормы, то окажется, что многие из них не такие уж светские и толерантные, какими они представали в одномерном пространстве — на фоне одного лишь христианства. Прожектора разных религий и в целом мировоззрений быстро высвечивают латентное присутствие христианства во внешне нейтральных социальных нормах, которым прежде никто не придавал особого значения.
Институт семьи — не исключение. Мы привыкли смотреть на борьбу ЛГБТ-сообщества за легализацию своих брачных отношений как подрыв данного института, но на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны: это не столько подрыв, сколько выявление прохристианской подкладки в той модели семьи, которая закреплена законодательно. Во многих социальных вопросах взгляды христианства и ислама совпадают. Однако в данном случае объем совпадения не полный. Поэтому сбрасывание масок, которое устраивают ЛГБТ-активисты с института семьи, прежде выдаваемой нам в светских одежах, может быть на руку мусульманам.
«Современное (как бы) светское законодательство настаивает на моногамном характере семьи. Возникает закономерный вопрос: а на чем, собственно, основано подобное ограничение?»Фото: tatarstan.ru
МУСУЛЬМАНАМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮКак известно, исламская традиция допускает создание полигамных браков. Однако современное (как бы) светское законодательство настаивает на моногамном характере семьи. Возникает закономерный вопрос: а на чем, собственно, основано подобное ограничение? Ответ один: на вековых традициях, уходящих корнями еще в христианство. Другими словами, перед нами грубейший факт нарушения светского характера государственных законов. Здесь сквозь форточку императива моногамии машет ручкой, как и в случае с отдыхом в воскресенье, христианский партизан, ведущий в тылу победившей светскости подрывную деятельность.
Автор этих строк не выступает апологетом многоженства. Речь совершенно о другом. В нашем обществе полигамные браки де-факто существуют. Хорошо это или плохо — отдельный вопрос. Но раз эти отношения созданы, задача государства состоит не в том, чтобы лезть в постель к гражданам, сделавшим такой жизненный выбор, и учить их вести свое домашнее хозяйство, а регулировать возникающие в данной связи вопросы, прежде всего имущественного характера. В конце концов, речь идет о взрослых людях, которые вольны распоряжаться своим сердцем и судьбой так, как они посчитают нужным. На практике же происходит обратное: светское государство зачем-то навязывает всем своим гражданам без исключения, в том числе и мусульманского вероисповедания, прохристианскую/моногамную модель семьи.
ЛГБТ-сообщества взламывают этот христианский геном ячейки общества. Взламывают напористо, умело. И в большинстве развитых стран они достигли грандиозных успехов. Но вместе с тем, стремясь стерилизовать институт семьи от христианской начинки, они открывают возможность для борьбы за свои права и тем сообществам, кому прежний христианский каркас семейного идеала мешал — мусульманам прежде всего. Если государство теперь разрешает регистрировать браки однополых партнеров, то отныне у него нетникаких рациональных аргументов против признания полигамных брачных союзов, ибо все эти аргументы остались в отброшенном христианском прошлом. Таким образом, ЛГБТ-сообщества, сами о том не подозревая, проторили путь для легализации многоженства. Мусульманам осталось только воспользоваться этой возможностью.
Конечно, будут правы те, кто скажет, что многоженство не самая актуальная проблема для мусульман: такого рода семьи возникают в нашей среде в пределах статистической погрешности. Но дело не в многоженстве как таковом, а в принципе. Многоженство — лишь маркер, который показывает нашу готовность принять инаковость других традиций. Нельзя строить современный мультикультурный мир, неотъемлемой частью которого является и многонациональная Россия, если не научится уважать жизненный выбор каждого человека. Говорить красивые речи с высоких трибун о мультикультурализме или, как в нашем случае, о вековой многонациональности страны — это одно. А вот конвертировать высокопарные тезисы в реальные законодательные инициативы, направленные против нарушения светскости государства и прекращения латентной гегемонии христианства, — совсем другое. И кто знает, быть может в этой сложной и кропотливой работе ЛГБТ-активисты окажутся нам нам не врагами, а союзниками. Хотя, конечно же, все мы привыкли считать иначе.
Рустам Батыр Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакцииПоследние новости
Катастрофические последствия прекращения поставок газа из России в Приднестровье
Молдавские власти предупреждают о серьезных рисках для страны.
Новые подходы к экономическому развитию в условиях ограниченного кредитования
Как переосмысление финансовых моделей может помочь в развитии экономики.
Происшествия в городе: расследование продолжается
Сотрудники правоохранительных органов работают над важным делом.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку