Памяти дорогой Натальи Геннадьевны
«Отец Алексей, здравствуйте! Мой мир сегодня обеднел, потому что не стало Натальи Геннадьевны.
«Отец Алексей, здравствуйте! Мой мир сегодня обеднел, потому что не стало Натальи Геннадьевны. Пожалуйста напишите мне о ней немножко. Я знаю, что на все воля Божия, и плакать не надо, но я плачу. С уважением, Т.»
«Здравствуйте, дорогая Т! Я тоже плачу. Наталья Геннадьевна была моим первым регентом, первым учителем в воскресной школе. Она стала тем самым человеком, через общение с которым богослужение и хоровая музыка стали большой и важной частью моей жизни. И таким важным человеком она стала для очень многих…
Позвольте поделиться с Вами воспоминаниями о дорогой Наталье Геннадьевне, которые удалось собрать за эти несколько дней, последовавших после её земной кончины.
Наташа была настоящим другом…
Наша светлая Наташенька не ушла от нас. Она улетела… Улетела на крыльях, которые подарила ей жизнь на земле. Одно её крыло — это, бесспорно, филология, ее бесконечная любовь к русской литературе и русской культуре. Я же хочу вспомнить другое её важное занятие в жизни. Второе крыло, которое согревало её всю жизнь — это прекрасная музыка. С детских лет Наташа с особой нежностью относилась к этому прекрасному искусству, преданность музыке и бережное отношение к музыке она пронесла через всю свою жизнь.
Но её путь к музыкальному образованию, как впрочем и все её дороги к благим целям, был нелегким. Ведь удивительно, что несмотря на то, что её не приняли в музыкальную школу ещё в детские годы по причине отсутствия слуха, она очень любила музыку, в семье даже появился музыкальный инструмент — пианино, на котором она училась играть сначала самостоятельно. Потом будучи на первом курсе казанского университета случилось наше с ней счастливое знакомство. И начались репетиции, совместная музыкальная самодеятельность. Так прозвучали под аккомпанемент рояля в её исполнении старинный русский романс «В лунном сиянии…», песня «Эхо любви» и многие другие. Сначала эти музыкально-поэтические выступления проходили на нашем любимом филологическом факультете, а потом, к нашему удивлению и безграничной радости, её стали приглашать на общеуниверситетские мероприятия. И, конечно, эта её любовь к музыке, занятия музыкой сплотили всех студентов нашей группы с первого курса, ведь ни одна наша встреча не обходилась без песен под гитару, под пианино…
Огромную роль в её жизни сыграла, конечно, хоровая капелла казанского университета. Благодаря занятиям в университетском хоре она многому научилась, многое поняла в песенном искусстве, как она всегда говорила…
Интересен и тот факт, что Наташенька не хотела остаться самоучкой в музыке, у нее была определенная цель — получить профессиональное музыкальное образование. И вот, когда все мы уже начали активную педагогическую деятельность после окончания аспирантуры, Наташа, всегда устремленная к новым знаниям, ко всеобщему удивлению, поступает на музыкальный факультет педагогического университета. Начинается новый этап ее жизни, новый опыт и самое важное — новые знакомства, которые стали знаковыми и значимыми для этого светлого человека… Наташа с большим интересом и превеликим удовольствием открывала для себя знакомый, но в то же время новый мир музыкальной грамоты, осваивала мастерство вокального исполнения… Учитель музыки по специальности «Музыкальное образование» — так написано в ее дипломе. И это была ее новая победа!
С особой теплотой я вспоминаю ее серебряный голос, неповторимые интонации, когда она исполняла одну из своих любимых песен на стихи Роберта Рождественского «Эхо любви»:
Покроется небо пылинками звезд,
И выгнутся ветви упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст:
Мы — эхо, мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.
И вот и сейчас, касаясь музыкальных клавиш, я играю для тебя и я слышу твой нежный голос, милая моя Наташенька, слышу за много тысяч верст…
Алсу ГАТАУЛЛИНА, одногруппница
***
«Я вспомнила, уже почти засыпая, эпизод из дня группы, кажется, у Алёны Лопаревой... Как я сидела в мрачных раздумьях, я вообще любила впадать в меланхолию, и тут Наташка говорит, а хочешь, я тебя поцелую. Я секунду подумала и говорю мрачно: хочу. Она меня поцеловала, в щеку. А потом, поскольку я сидела на полу у дивана, Наташа забралась на диван и заплела меня в косички. Невозможно было дольше пяти минут в группе быть в грустном или дурном настроении. Всё тут же как тучи руками разводила Наташа своей нежностью и материнской заботой. Это моя опора на всю жизнь, во время, когда только принюхиваешься к миру, встретить такое безусловное принятие.
Наташа впервые за жизнь позвала меня на ночную Пасхальную службу. Она всегда была искренне верующим человеком, ещё на первом курсе института, а я тогда ещё не ходила в храм, хотя была крещена.
Она организовывала все наши студенческие выступления, собирала, вдохновляла петь, творить, сочинять. Это было маленькое сердце нашей большой группы, её душа и любовь. Все её вспоминают с теплом, каждый помнит о ней хорошее.
Анна ШИШОВА, одногруппница
Наталья Геннадьевна умела вдохновлятьНаталья Геннадиевна была поистине уникальным человеком и редким специалистом в любом деле, за которое бралась. Будь-то педагогическая деятельность, организационная, а будь то и певческая, в чем она преуспела.
Я с детства любил читать литературу наших классиков, но с христианской стороны осмыслить многих из них помогла нам, студентам Казанской семинарии, именно Наталья Геннадьевна, будучи преподавателем дисциплины русской литературы.
Иной раз, мне казалось, что она открывает нам какие-то тайны человеческой души каждого персонажа, о котором говорила. Будто она знала их лично. А подача материала была настолько живой, интересной, что мы просили добавить нам в учебный план больше ее лекций.
Весь внешний и нравственный облик этого человека говорил о стойкой, пламенной вере в Бога и о том, что именно эта истинная вера настолько преображает человека, что такому можно давать обетование исполнения всякого его прошения. О чём бы такой человек не попросил — всё будет дано ему. Но такой человек может вслед за апостолом сказать: «и уже не я живу, но живет во мне Христос».
Царствия Небесного и вечная память нашему любимому педагогу и настоящему христианину Наталье Геннадьевне
Иерей Сергий ГРЯЗНОВ
***
Наталья Геннадьевна Комар. Человек с большим сердцем и открытой душой. Благодаря ей студенческие годы были наполнены разными событиями, поездками, душевными встречами. Наталья Геннадьевна была руководителем нашей театральной студии «Ладья» и руководителем церковного хора. Она многому нас научила: не бояться сцены, находить язык с разными людьми, разбираться в искусстве и литературе. Мы подходили к ней с любыми вопросами и всегда получали доброжелательный совет, она многим помогла найти свою цель в жизни. Её спектакли были пронизаны теплом, духовностью и высокой моралью. С грустью и глубоким душевным трепетом пересматриваю фото прошлых лет, где все мы, с горящими глазами прислушиваемся к нашему руководителю, где она, как Данко, освещает нам путь в будущее. В моем сердце, в моей памяти всегда останется уголочек тепла, чуткости, человеколюбия, связанный с Натальей Геннадьевной. Спасибо Вам! Низкий поклон!
Анастасия ЮДИНЦЕВА, участница театральной студии КФУ «Ладья»
***
В 2011 году я не имела никакого отношения ни к вере, ни к Церкви, просто пришла с мамой в трапезную после службы и девочка мне говорит: «Пошли в хор». На что я ей, конечно же, ответила, что ни слуха, ни голоса у меня нет. Она ответила, что и не надо. Привела, познакомила с Натальей Геннадьевной, я ей тоже объяснила, что попала сюда «случайно», она меня успокоила и тихонечко попросила «просто на службы юбку подлиннее надевать, а на спевку приходить в любой удобной одежде». И я просто ходила, слушала, смотрела, в Таинствах не участвовала, общалась с другими ребятами из хора. И спустя пару месяцев, мне захотелось полностью изменить свою жизнь, я почувствовала острую нужду в Любви и получила от Бога такой дар… Сейчас я понимаю, что Наталья Геннадьевна не просто приняла меня в молодежный хор, но и много молилась за меня. Она знакомила нас с удивительными людьми веры: мы были у владыки Иоанна Йошкар-Олинского; у отца Артемия Владимирова; в Мироносицком монастыре, в Троице-Сергиевой и Александро-Невской лаврах, служили в самом сердце Казани — в Благовещенском соборе Казанского кремля, узнали от Натальи Геннадьевны такие истории о Кремле, что ни от одного экскурсовода я не слышала. И всегда-всегда центром жизни был Бог. Всегда мы сначала служили Литургию и всем хором причащались Святых Христовых Таин. Как бы ни было сложно, тяжело иногда, но всегда ощущалась особенная благодать, это было золотое время моего прихода в Церковь и оно нераздельно связанно с именем моей дорогой Натальи Геннадьевны.
Маргарита КОРШУНОВА, певчая хора
***
Я пела в хоре у Натальи Геннадьевне и могу сказать, что это удивительный чуткий человек, который каждому стремился помочь, направить, наставить. Наверное, самый поразивший меня случай — когда мы собрались пожениться с Сашей, то я задумалась о венчании и венчальных иконах. Мне подарили две старинные иконы, но они были разного размера, и когда я показала их Наталье Геннадьевне, она сказала: «так не пойдет, лучше чтобы они были одинаковые», и принесла свои: «Я с ними везде ездила, везде молилась и прикладывала. Возьми их». Мы венчались с ее иконами. И до сих пор они стоят у нас дома.
Были ещё случаи, когда я расстраивалась, что со мной перестала общаться подруга, с которой мы были близки. Она позвала меня в гости, включила детям мультики и долго со мной беседовала, утешала, наставляла, поддерживала.
Однажды я потеряла деньги, с которыми должна была идти к зубному, я начала плакать и искать их везде, где была. Мне повстречалась Наталья Геннадьевна, спросив в чем дело, дала мне денег.
Много как она о нас заботилась, вывозила в Йошкар-Олу, Ежово, Аркатово и много разных других мест. Везде мы молились, пели, были вместе. Это был один из её принципов: «Вместе. И ко Христу» До сих пор в голове звучат её наставления: «муж любит жену здоровую, брат сестру богатую», «нужно быть как солнышко, радоваться и благодарить».
С особой теплотой вспоминаю рождественские и пасхальные службы, когда мы приходили в храм в 9 вечера, молились, все вместе готовились ко причастию, всем хором пели и причащались на службе, потом оставались в храме с ночёвкой и пели на утренней службе… Много что ещё вспоминается. Она во многом повлияла и воспитала меня и многих других. Это учитель в самом широком смысле этого слова.
Екатерина ВИДИНЕЕВА, певчая хора
Наталья Геннадьевна умела утешатьОчень запомнились наши поездки с хором в Мироносицкий монастырь в Ежово. Наталья Геннадьевна передала нам свою любовь к этому святому месту… Конечно, очень было грустно на душе от известия, что земной путь Натальи Геннадьевны закончился. Но какое мне было утешение увидеть Мироносицкую икону Богородицы, к которой мы прикладывались, прощаясь с Натальей Геннадьевной после отпевания! Такие же иконы дарила нам всем игумения Мироносицкого монастыря в одну из наших поездок с Натальей Геннадьевной. Такая же икона хранится и у меня, теперь она мне особо дорога.
Кристина ХАМЗИНА, участница театральной студии КФУ «Ладья»
***
Трудно писать о Наталье Геннадьевне, трудно осознать, что ее больше нет с нами: для меня она «живее всех живых», она так много делала в моей жизни, и всегда близкая, родная, хоть и такая далекая по высоте своей жизни… Мне она заменила крестную маму в полном смысле этого слова, и я верю, что это дар Божий, милость Божия — что был такой человек в моей жизни. И воспринимала я Наталью Геннадьевну всегда как человека, Богом данного мне в жизни для научения. Что могла, я всегда старалась спрашивать об этом её. Сердцем чувствовала, что никто другой мне не ответит на мои наболевшие вопросы так, как она. Говорила она со мной всегда просто и нелицеприятно, старалась говорить правду, и хоть чаще всего правда эта была «не на моей стороне», приходило великое облегчение после разговора с ней всегда, как будто мой расстроившийся «духовный компас» вновь перенастраивался. Я и обращалась к ней за многими советами именно так себе и говоря: «снова в расстройство приходит моя жизнь, надо настраивать её вновь на небесную волну».
Можно очень многое вспомнить о ней и рассказать… как в хоре всем своим видом, поведением, даже движениями она звала нас к высшим идеалам, как проповедовала даже через музыку. Например, говорила: «как в хоре во время пения, даже если мы ошиблись, мы не должны бросать петь, а быстро выправляться и держать партию дальше, так и в нашей жизни если и споткнулись, упали, нельзя лежать, унывать, смущаться, сразу же надо исправиться, встать и идти дальше». Или ещё: репетировали ектению «Господи, помилуй» перед каким-то большим праздником, ектения должна была быть радостной, торжественной, а у нас, видимо, были такие лица и такие голоса, что она и говорит: «Что вы так поёте «Господи, помилуй», как будто сами не верите, что помилует?! Надо петь так, чтобы через вас и все прихожане в это верили!» А когда на службах, особенно в праздничные дни, она регентовала, то из неё ключом била радость, весь внешний вид её был светящимся и исполненным веры и ликования так, что невозможно было ими не «заразиться» и не улыбаться, глядя на неё. Вообще, мы никогда не видели, чтобы она смущалась или унывала.
Даже зная свой диагноз, пройдя через первую операцию, написала такие слова: «Чем больше будете благодарить Бога, тем быстрее все выздоровеете. За всё надо благодарить. А почему нам это посылается, в свое время поймём. Все для спасения души. Господь — любовь, а не мститель за грехи. Всё, что с нами происходит, всё для нашего блага. Благодарность Богу — основа христианской жизни».
До сих пор эти слова очень помогают в моей жизни…
Ангелина КОВЗЛИСКОВА, певчая хора
***
Наталья Геннадьевна, была человеком легким на подъем и скорым на помощь. 11 лет назад, когда мы ещё не были толком знакомы, она приехала с батюшкой ко мне в другой город на похороны моей дочки. Приехала, поддержала, молилась вместе с нами. Не помню уже точно, что она говорила, но помню то тепло души. Помню, она подарила тогда акафист «Слава Богу за всё». Она вообще часто любила эти слова повторять «Слава Богу за все!».
Анастасия СТЕПАНОВА, певчая хора
Дорогая Т! Надеюсь эти небольшие зарисовки о чуткости, преданности и силе Натальи Геннадьевны отзовутся доброй памятью и горячей молитвой для Вас и многих людей, с кем почившая соприкоснулась своим добрым и боголюбивым сердцем.
Наталья Геннадьевна была настоящим воином, настоящей христианкой, горячим желанием которой было нести в этот мир свет веры, чистоты, любви и жизни. Она боролась за жизнь, за жизнь духовную, до самого последнего дня и часа. Она была разной, но сколько себя помню, в её руках всегда был камертон, с которым она сверяла свою жизнь, свои устремления и мысли. Этим камертоном был Сам Христос.
Я уверен, что все мы плачем о ней, плачем о том источнике утешения, с которым теперь не сможем соприкоснуться физически. Мы плачем, потому что мы люди, потому что мы живые. К счастью, Наталья Геннадьевна тоже жива, жива в наших сердцах, где звучит её удивительный голос, жива в тех поворотах, которые сделала наша жизнь после встречи с ней, жива в Пасхе, которую даровал всем нам Христос.
С любовью о Христе Воскресшем,
И вечной памятью о Наталье Геннадьевне,
Искренне Ваш, священник Алексий Павлов»
Последние новости
Как защититься от оспы обезьян
Советы специалистов по предотвращению заражения оспой обезьян.
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года жители смогут обратиться за консультацией.
Новые инициативы по улучшению здоровья населения
Государство запускает программы для повышения уровня жизни граждан.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку