10.06.2019

К святыням Тавриды

Рассказ паломницы, посетившей храмы и монастыри Крымского полуострова летом 2017 года Колыбель Русского Православия, духовный исток формирования Российского государства,

Рассказ паломницы, посетившей храмы и монастыри Крымского полуострова летом 2017 года

Колыбель Русского Православия, духовный исток формирования Российского государства, место проповеди апостолов Христовых и их учеников — значение Крыма для России трудно переоценить. Все больше христиан стремится посетить святыни полуострова Крым , коих там великое множество — вся земля буквально пропитана историческими воспоминаниями, а в сочетании с красотой Божьего мира, щедро явленной в природе древней Тавриды, храмы и монастыри привлекают паломников со всего света вдохнуть соленый морской воздух первых веков христианства.

Певчая Свято-Вознесенского собора г. Набережные Челны Ирина Рубцова в Крыму впервые. Прибыв в столицу Крыма Симферополь, Ирина в первую очередь решила взять благословение на предстоящее путешествие у крымского святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сразу отправилась в Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся мощи великого святого.

У святителя Луки

Стены главного храма монастыря — Свято-Троицкой церкви помнят молитвы и проповеди угодника Божия Луки, который был архиепископом Крымским с 1946 по 1961 гг. Святые мощи святителя Луки были обретены в 1996 году и перенесены сюда с одного из симферопольских кладбищ. В 2001 году мощи святителя Луки были помещены в серебряную раку, присланную в дар из Греции.

В Свято-Троицком соборе хранится одна из величайших крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Стараниями настоятельницы обители игуменьи Евсевии (Пальчик) и сестер в одном из монастырских зданий открыт музей святителя Луки. Монастырские святыни и уникальный музей ежедневно посещают многочисленные православные паломники, которые приезжают поклониться святителю и исповеднику Крымскому Луке со всех концов света.

— Я заранее посмотрела в Интернете, что в обители служится молебен святителю в 12 часов и отправилась туда, — начала свой рассказ Ирина. — Здесь мне посчастливилось попеть молебен с акафистом, — там из паломников образовался целый хор — священник был не против, потому что это только помогало ему читать записки, которых на молебне всегда бывает огромное количество. Помолились, приложились к мощам. После молебна батюшка в проповеди поблагодарил нас за пение, сказав: «Как хорошо, когда все вместе поют и вместе молятся».

В Бахчисарае

Далее путь паломницы пролегал в Бахчисарайский Успенский монастырь.

— У этого монастыря есть скит, в котором находится известный бисерный храм в честь Анастасии Узорешительницы, — продолжает Ирина Рубцова. — Храм находится в бывшей шахте, в пещере, в которой высокая влажность, и чтобы не отсыревали иконы, их стали делать из бисера, обклеивать бисером, украшать бисером лампады — очень красиво. Сам игумен монастыря этим занимается — с молитвой делает и иконы, и крестики, обклеивает бисером, украшает камушками. В храме есть стасидии — они тоже все украшены бисером, украшена и плащаница Богородицы. Иконостас там металлический, кованый, мозаичные полы. Даже в коровнике все загоны из бисера. Очень необычно смотрится вся эта красота.

Храмы в Бахчисарае почти все пещерные — отвесные скалы, монолитные глыбы, нависающие над дорогой — типичный Бахчисарайский пейзаж. Чтобы посмотреть старинные монастыри, выдолбленные в скалах храмы и кельи монахов, которыми буквально испещрены горы, пришлось подняться наверх по крутым ступеням, которые монахи сделали из старых шин и залили цементом. Некоторые кельи расположены прямо над пропастью и зайти в них непросто. Есть там и целые пещерные города.

Вообще, там все очень маленькое. Когда я после скита вернулась в сам Успенский монастырь, то первым делом спросила, где там главный соборный храм, в надежде увидеть привычный огромный собор, как в Киево-Печерской Лавре, на Валааме. А мне говорят: вот это и есть главный соборный храм в честь Успения Божией Матери, указывая на небольшую пещерку примерно 5 на 7 метров. Удивительно, как на большие праздники там умещается братия и паломники?

Конечно, в Бахчисарае я посмотрела и ханский дворец и воспетый Пушкиным Бахчисарайский фонтан, но ничего из этого меня так не впечатлило, как святыни Православия и монастыри первых веков христианства.

Свято-Климентовский мужской монастырь

Свято-Климентовский Инкерманский монастырь также расположен в высеченных в скалах пещерах. Там есть храм апостола Андрея Первозванного, где пребывают мощи Климента, папы Римского, и других мучеников, постра­давших за Христа.

Епископ Климент, папа Римский — апостол от 70-ти родился в столице Римской империи. Впервые услышал христианскую проповедь в Александрии от святого апостола Варнавы, а уже в Палестине принял Крещение от апостола Петра, став его учеником и помощником. Прошло время, и незадолго до своей мученической смерти апостол Пётр рукоположил Климента во епископа. После кончины своих предшественников он стал четвёртым епископом Рима и вёл настолько добродетельную жизнь, что, только глядя на него, многие граждане столицы принимали Крещение. А однажды на Пасху он крестил более четырёхсот человек в одну ночь.
Однако, язычники, видя успехи проповеди Климента, устроили так, что император Траян отправил епископа в ссылку в Крым на Инкерманские рудники. Но и далеко от родного города Климент не оставил евангельской проповеди, и скоро почти все жители тех мест стали христианами. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь.

Видя, что и здесь святой проповедник побеждает язычество, император отправил своего посланника в Крым, чтобы убить епископа. Посланник нашёл Климента, приказал арестовать его и утопить в море, привязав якорь к его шее.
Опечаленные духовные дети священномученика молились об обретении его святых останков. И вот однажды море отступило так, что люди смогли по дну дойти до места упокоения любимого епископа, и нашли его тело неповреждённым. После этого ежегодно в день кончины святого вода отходила, и люди приходили к нему.

Множество чудес связанно с мощами священномученика Климента. После многих лет трудами святых Кирилла и Мефодия они оказались на земле. Отправляясь в ставку Хазарского Кагана в 860 году, находившегося в Предкавказских степях, святые братья проходили через Крым. Во время пребывания в Херсонесе, братья обрели мощи святого Климента Римского, умершего здесь в 101 году. Семь с половиной веков тело мученика пребывало под водой, но Бог открыл его братьям. Так в самом начале главной миссии своей жизни Кирилл и Мефодий сподобились благословения святого первых христианских времен.

Когда же мощи были положены в храме и началась Литургия, то одновременно исцелились многие люди, нечистые духи вышли из бесноватых, а христиане славили Господа Иисуса Христа.

Древний Херсонес — колыбель российского Православия

В восьми верстах от Инкерманской долины находится древний город Херсонес — теперь не существует — только развалины его видны близ Севастополя.

Начало просвещения Тавриды (Крымского полуострова) верой Христовой положено, по преданию, святым апостолом Андреем Первозванным. Около полугода Андрей Первозванный проповедовал в Херсонесе , в самых людных по тем временам местах — в синагоге, на базарной площади и в порту. Отсюда он отправился в греческие Патры, оставив в Херсонесе троих своих учеников.

Затем рас­п­рост­ранению здесь христианства способствовали его же гонители: римские импе­раторы ссылали сюда исповедников Христа. Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распростра­не­нию христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповед­ников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борь­бе. В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда проповедь распростра­ня­ется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внима­ние русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относя­щихся к V—XIV вв. В 987 году в Херсонесе принял крещение святой равноапос­тольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

— Приехав в Севастополь, я сразу пошла в древний Херсонес, — рассказывает Ирина. —   Видела храм в честь князя Владимира, колокол, который в крымскую войну был вывезен в Париж, а потом возвращен обратно. И, конечно же, посмотрела на остатки древнегреческой цивилизации в виде живописных развалин. Свято-Владимирский собор — усыпальница русских адмиралов М.П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина и П. С. Нахимова является своеобразным православным мемориальным комплексом. Храм имеет два яруса: нижнюю церковь святителя Николая Чудотворца (освящена в 1881 г.) и верхнюю церковь св. князя Владимира (освящена в 1888 г.).

Свято-Георгиевский мужской монастырь

С именем апостола Андрея связывают и Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь на мысе Фиолент. По преданию именно на мысе Фиолент ступил на крымскую землю  апостол  Андрей Первозванный, прибывший сюда для проповеди Евангелия. В этих местах до сих пор множество пещер, где от преследований скрывались христиане. Именно здесь, по преданию, апостол совершил одно из своих чудес. Апостол Андрей остановился в  пещере мыса Фиолент, чтобы как следует подготовиться к  встрече с  жителями Херсонеса, который находится неподалеку.  Прежде чем отправиться к  ним со  словом о  Христе, апостол Андрей своей молитвой разрушил древний языческий храм Девы, посвященный богине Диане, которой местные жители приносили кровавые жертвы. А  в  том гроте, где жил ученик Христа, создан пещерный храм Рождества Христова. Над ним сейчас, высоко на  горе, установлен памятник Андрею Первозванному: косой андреевский крест, ставший символом российского морского флота, и  распятый апостол на  нем…

Сейчас рядом с  пещерой апостола находится Свято-Георгиевский мужской монастырь. Мыс Фиолент называли также мысом  Святого Георгия, так как, по преданию, святой явился терпящим бедствие греческим морякам на  скале Святого Явления  возле мыса, и выжившие моряки в  891 году  основали на скалах восточнее мыса  Свято-Георгиевский монастырь. 

Льняное чудо

Побывала наша путешественница во многих исторических местах Крыма — из Свято-Георгиевского монастыря, где в свое время бывал А.С. Пушкин, на теплоходе доехала по морю в русское Монте-Карло — Балаклаву, побывала в Артеке, посетила храм-маяк Николая Чудотворца в поселке Малореченское (Алушта), украшенный в морском стиле. Пожалуй, одним из самых ярких впечатлений стала выставка уникальных льняных икон Владимира Денщикова в технике макраме, которая экспонируется в храме-маяке.

— У Владимира Денщикова очень непростая судьба. Господь провел его через два испытания — два инсульта, и чтобы хоть как-то вернуться к жизни, Владимир начал осваивать метод узелкового плетения из льняной нити. На плетение икон в этой технике его благословил еще митрополит Киевский Владимир.

«Иконописец» профессор Владимир Денщиков, почетный академик Крымской академии наук, — изобретатель нового вида иконотворчества. Несколько сотен икон в уникальной технике узелкового плетения из льняных нитей без применения каких бы то ни было технических средств вышло из его рук. Детали узоров на окладах, одеяния святых — все создается из льняной нити. Каждый узелок вяжется вручную. На один образ (в зависимости от его размера) уходит от нескольких месяцев до нескольких лет работы. Художник Владимир Денщиков — единственный в мире человек, создающий иконы из льняной нити. В авторской технике «узелковое плетение – макраме-коллаж», Владимир Денщиков работает более 30 лет.

Перед началом новой работы автор постится, молится, причащается и берет благословение духовника — протоиерея Сергия Слободянюка, благочинного Алуштинского округа, настоятеля храма-маяка святителя Николая Чудотворца.

В трудоемкой и кропотливой работе Владимиру Денщикову помогает его супруга Наталья.

***

— Во многие места Крыма я, конечно, не доехала, а истории тех мест, где побывала, запомнила не все, но теперь будет повод подробнее почитать об этом, ведь когда где-то побывал, потом найти информацию в Интернете об этих местах интереснее, чем читать о том, чего воочию не видел, — завершает свой рассказ паломница. — Крым — это огромная территория, полная исторических событий и изучать его можно бесконечно. Сохранилось ощущение, что прошлась по страницам истории зарождения христианства на нашей земле.

Контраст между севером и югом России сильный. Крым везде разный — христианские святыни и восточный базар. В Бахчисарае почувствовала, что как будто побывала на востоке. Но самым, пожалуй, ярким впечатлением стало понимание того, что ученики апостолов были у нас в России, в Крыму — это просто не укладывается в голове, что такие далекие святые так близки к нам.

Беседовала Юлия КОКОРИНА

(К)

Последние новости

В Татарстане продовольственная корзина подорожала на 1,8%

В Татарстане утвержденная властями продовольственная корзина за четыре месяца подорожала на 1,8%.

Оклады госслужащих в Татарстане вырастут с 1 июля

С 1 июля 2024 года в Татарстане поднимут оклады государственных служащих.

Зарплаты руководства Татарстана увеличатся летом

С 1 июля 2024 года будет повышено денежное поощрение лиц, замещающих государственные должности РТ.

Card image

Как аутсорсинг может повысить эффективность вашего бизнеса

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *