Альфрид Бустанов: «Вокруг БИА сложился клубок из трех взглядов на ислам в России»
Руководство Болгарской исламской академии впервые встретилось в открытой дискуссии с научным сообществом.
Руководство Болгарской исламской академии впервые встретилось в открытой дискуссии с научным сообществом. Получилось не слишком удачно…
Что есть наука для Болгарской академии? На этот вопрос так и не получил четкого ответа на недавнем круглом столе в КФУ с участием трех проректоров БИА известный историк, профессор-ассистент Амстердамского университета Альфрид Бустанов. О том, чем закончился публичный спор профессора Буль-Буля и Рустама Батыра и почему исламская тема в контексте деятельности академии излишне политизирована, — в материале Бустанова для «БИЗНЕС Online».
В рамках ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошел круглый стол, посвященный Болгарской исламской академии
«ЭТО СЕРЬЕЗНОЕ ОБЕЩАНИЕ, К КОТОРОМУ, НАВЕРНЯКА, ЕЩЕ БУДУТ ОБРАЩАТЬСЯ НАБЛЮДАТЕЛИ»В минувший четверг в Казани произошло знаменательное событие. В одной из аудиторий Казанского федерального университета в рамках ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошел круглый стол, посвященный Болгарской исламской академии. В силу важности состоявшегося разговора имеет смысл рассказать о нем широкой аудитории. Тем более что в прошлые годы Болгарская академия привлекала немалый медийный интерес.
На круглом столе присутствовал цвет сегодняшней исламской академии, все три проректора — Айнур Тимерханов , Абдулла Адыгамов и Алексей Петров — и профессор Исмаил Буль-Буль . Парировать им был приглашен известный полемист Рустам Батыр . Организатор круглого стола Лейла Алмазова попросила меня быть комментатором на этом интересном мероприятии.
Большую часть круглого стола заняла презентация академии проректорами и профессором Буль-Булем
Что же такого произошло? На моей памяти это первый случай, когда в открытом формате, в рамках международной конференции, руководство Болгарской исламской академии говорило о своей работе. К сожалению, нам не хватило времени на обстоятельную дискуссию, однако мне, как стороннему наблюдателю, основные концептуальные линии стали ясны.
Б о льшую часть круглого стола заняла презентация академии проректорами и профессором Буль-Булем. Нам поведали, что Болгарская исламская академия находится под внимательным государственным контролем, что сотрудники призваны оправдать доверие руководства страны и республики, а также, что академия должна бороться с религиозным экстремизмом. В этом же духе говорил профессор Буль-Буль: ислам — религия мира и справедливости, а не зла и кровожадности. Последний тезис звучал в его устах как-то тускло и вторично. Зачем почтенному профессору из египетского университета Аль-Азхар оправдываться, что ислам не равен терроризму? В свою очередь, наш коллега, проректор по науке БИА Адыгамов не жалел эпитетов в адрес религиозного учреждения, назвав его «апогеем исламского образования со времен Ибн Фадлана». Это серьезное обещание, к которому, наверняка, еще будут обращаться наблюдатели.
В целом, для языка, выбранного руководством Болгарской исламской академии для презентации их детища, оказался характерен дискурс государственной безопасности и государственного взгляда на ислам: обезопасить, контролировать и де-эскалировать. Не мне судить об эффективности такой риторики, сейчас я лишь описываю сложившуюся ситуацию.
Проректор по науке БИА Абдулла Адыгамов не жалел эпитетов в адрес религиозного учреждения, назвав его «апогеем исламского образования со времен Ибн Фадлана»
«ПРИ ВНЕШНЕМ СХОДСТВЕ ПРЕДМЕТА СПОРА МЕЖДУ БУЛЬ-БУЛЕМ И БАТЫРОМ, ОН НАПОМИНАЛ ЛИШЬ ДИСПУТ СЛЕПОГО С ГЛУХИМ»Далее слово взял Рустам Батыр . Его взгляды хорошо известны читателям, и я не буду их здесь пересказывать. Кратко можно сказать, что Батров разделяет государственнический подход в исламском образовании (т.е. контроль нужен) и предлагает идеологическую повестку дня для Болгарской академии. Эта повестка дня заключается в призывах к «вычистке авгиевых конюшен» исламского права и богословия в целом, «закостеневших» в своем «средневековом мракобесии». Батыр так и говорит: у меня не про науку, а про идеологию — что-то в духе «пора переходить к экспорту передового российского ислама в арабские страны». Увлекательно было наблюдать, как профессор Буль-Буль пытался что-то противопоставить критике Батыра. Но получилось так себе: богословские аргументы против идеологической риторики выглядели очень блекло. При внешнем сходстве предмета спора между Буль-Булем и Батыром, он напоминал лишь диспут слепого с глухим.
Рустам Батыр так и говорит: у меня не про науку, а про идеологию — что-то в духе «пора переходить к экспорту передового российского ислама в арабские страны»
Мы видим, что вокруг БИА сложился клубок из трех взглядов на ислам в России: это дискурс госбезопасности, богословский и идеологический дискурсы. Все три из них в высшей степени политизированы в нашей стране. Любое высказывание в этой области вызывает пристальное и заинтересованное внимание. Поскольку мне такая политизация не интересна, мой вопрос заключался лишь в том, как руководство академии концептуализирует собственно научный, простите за тавтологию — академический, дискурс. Что есть наука для Болгарской академии?
Парадоксально, но на этот вопрос я не получил внятного ответа. Сложилось впечатление, что наука как эпистемологическая категория, как набор практик и философских подходов просто не проблематизируется в БИА. И это очень грустно, поскольку ни идеология, ни госбезопасность, ни богословские игры не заменят для образовательному (!) учреждению ясного видения его исторической роли в осмыслении этого мира.
Конечно, отрадно, что руководство БИА, наконец, решилось на публичное обсуждение своих взглядов, хоть и без заметных успехов в парировании поверхностной критики, которая, казалось бы, лишь отвлекает заинтересованную аудиторию от насущных дел исламской уммы. Были и вопросы, оставшиеся без обсуждения: например, почему мы не видим в медийном пространстве профессоров Болгарской академии, живущих на деньги российских налогоплательщиков. Почему они не вносят свой вклад в демонтаж исламофобии в СМИ, и какой посыл они могут нести для немусульманской части российского общества? Что нового на международном уровне они могут предложить?
Хочется верить, что эти и другие вопросы еще будут обсуждаться в рамках публичных дебатов, и мы еще увидим деполитизацию исламской тематики в БИА, а вместе с этим и глубину научного подхода в ее деятельности.
Болгарская исламская академия может стать заметным явлением в международной научной и образовательной среде и выбиться из периферии академического мира в его первые рядыФото: «БИЗНЕС Online»
У Болгарской исламской академии огромный потенциал в деле формирования интеллектуального пространства российской уммы, а также позитивного образа ислама в широких слоях нашего общества вне зависимости от религиозных предпочтений. У меня нет сомнений и в том, что академия может стать заметным явлением в международной научной и образовательной среде и выбиться из периферии академического мира в его первые ряды. Достичь этого невозможно без общественной дискуссии, без активного участия в медиасфере и целенаправленного строительства собственной информационной и академической повестки дня. Более того, со временем БИА, безусловно, должна сформировать свой особый взгляд на мир и свой дискурсивный язык, описывающий его. Хочется верить, что эти благие намерения реализуются в полной мере.
Последние новости
Катастрофические последствия прекращения поставок газа из России в Приднестровье
Молдавские власти предупреждают о серьезных рисках для страны.
Новые подходы к экономическому развитию в условиях ограниченного кредитования
Как переосмысление финансовых моделей может помочь в развитии экономики.
Происшествия в городе: расследование продолжается
Сотрудники правоохранительных органов работают над важным делом.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований