6 ноября. Празднование иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
Седмица 21-я по Пятидесятнице
Поста нет. 24 октября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Преподобного Зосимы Верховского (1833).
Преподобных Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блаженного Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553–555). Мученицы Синклитикии и двух дщерей ее (VI). Святителя Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Преподобного Георгия исповедника (1959).
Священномучеников Лаврентия, епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта (1918); преподобного Арефы Митренина исповедника (1932); священномучеников Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); священномученика Петра Богородского пресвитера (1938).
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась в 1688 г. Сестра Патриарха Иоакима Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, во время молитвы услышала голос, велевший помолиться перед этим образом Пресвятой Богородицы в храме Преображения Господня на Ордынке. Евфимия исполнила сказанное, и после водосвятного молебна получила исцеление. В XVIII в. на месте этого храма выстроили церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворный образ.
Преподобный Зосима ВерховскийПреподобный Зосима проходил службу в Преображенском полку, когда Господь сподобил его посетить старца Адриана Блинского. Жизнь отшельника настолько поразила Зосиму, что он решил уйти в Коневский монастырь. Подвизаясь вместе со старцем Василиском, стяжавшим дар Иисусовой молитвы, Зосима записывал все его наставления, тем самым передал этот ценнейший аскетический опыт потомкам. Вскоре старец Адриан благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но они задумали уйти на Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую Гору, но каждый раз у них не получалось. После 20 лет отшельничества преподобный Зосима стал основателем двух женских общин, написав устав для этих обителей.
Мученик Арефа и с ним 4299 мучениковОднажды население целого города приняло мученическую кончину, отказавшись отречься от веры в Спасителя. Это случилось в VI веке в Аравии, когда ее правитель, иудей Дунаан, издал указ об убиении последователей Христа. Жители города Неграна во главе с городским правителем Арефой остались верны Господу. Дунаан с войском осадил город и, не в силах взять его, пошел на обман, возвестив, что обойдется данью. Жители города, поверив лжецу, не послушались совета святого Арефы и открыли ворота. Дунаан велел разжечь огромный костер и сжечь всех клириков города, дабы запугать остальных. Он вновь предложил горожанам отречься от веры во Христа — те мужественно отказались и приняли смерть. Позднее наказание настигло Дунаана: он был побежден и убит эфиопским царем Елевзоем, который поддерживал христиан Аравии.
Святитель Афанасий, патриарх КонстантинопольскийСвятитель Афанасий, патриарх Константинопольский, был родом из Адрианополя. Пройдя монашеский искус на Афонской горе и отшельническую жизнь, он в 1289 году был единодушно избран на кафедру Вселенской Церкви. Из-за периодически возникавшего недовольства свт. Афанасий несколько раз оставлял кафедру, но был укорен Господом за это, что не до конца исполнил свой пастырский долг. Покаявшийся в своем малодушии, святой получил от Господа прощение. Преставился он в возрасте 100 лет.
Священное ПисаниеГал., 203 зач., II, 16-20
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Лк., 83 зач., XVI, 19-31
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаГал. 6, 11-15; Лк. 16, 19-31
Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину само удостоверительно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни - Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: "авось, как-нибудь пройдет". Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого.
Слово Святейшего Патриарха КириллаДева Мария является радостью для всех, кто проходит через скорбь. Поэтому обращение к Ней с особой молитвой отзывается в Ее материнском сердце любовью и вспомоществованием к тем, кто с верой просит Ее помощи. Я бы хотел всем нам пожелать обрести умение преодолевать скорбь. Скорбь не должна разрушать нашу веру, нашу жизнь, ведь тот, кто лишен веры, погибает от скорби, и мы знаем страшные примеры того, как человек, не находя выхода из сложившейся ситуации, под тяжестью скорби налагает на себя руки и навсегда лишается надежды на Царствие Божие. Почему я говорю о скорби? Потому что это часть нашей жизни, и Господь дает нам силу веры еще и для того, чтобы мы могли побеждать всякую скорбь и всякое тяжкое жизненное обстоятельство. Где Господь — там свет, там победа, там радость, но иногда для того, чтобы осознать Божие присутствие в жизни, надо пройти через трудности. Пусть трудные жизненные обстоятельства не ломают нашу волю, не подрывают нашу веру, но, напротив, помогают почувствовать Божие присутствие, Божию руку в нашей жизни.
О молитве ИисусовойИисусовой молитвой называется краткая покаянная молитва, обращённая к Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Нередко её читают в краткой форме: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или просто «Господи, помилуй». Традиция Иисусовой молитвы восходит к евангельским просьбам об исцелении или прощении (например, слепой Вартимей молился: «Иисус, сын Давидов! помилуй меня!» — Мк. 10:47). Новый Завет указывает на важность призывания Имени Христова; так, апостол Пётр сказал членам Синедриона, стремившимся остановить проповедь: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Чтение молитвы Иисусовой — средство стяжания непрестанной молитвы, к чему призывал апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). По слову святителя Диодоха Фотикийского (V век), христиане должны иметь непрестанную память о Господе. Практика Иисусовой молитвы достигла расцвета в XIII–XIV веках среди подвижников-исихастов — прежде всего, на Афоне.
Притча о тайне Святой ТроицыПо преданию, когда блаженный Аврелий Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.
Духовная жизнь в ПравославииИстину требуется не только найти, к истине требуется приобщиться: теория без практики не спасительна. Вера без дел мертва (Иак.2:26).
Что есть духовная жизнь? Духовная жизнь — процесс двуединый. Это и жизнь человеческого духа, и действие Святого Духа (т.е. Бога) в человеке. Можно сказать, что это оживление и преображение человеческого духа Духом Святым. Один из образов духовной жизни — огонь любви к Богу в сердце, который требуется поддерживать и усиливать.
Начало духовной жизни полагается в Таинстве Крещения, духовном рождении, усыновлении (удочерении) Богу, вступлении в Церковь, стремлении быть верным Богу, исполнять Его Заповеди, освобождении духа человека от преобладающей власти дьявола.
Можно выделить четыре составляющие духовной жизни: молитву, церковные таинства, духовное чтение, милосердие.
Духовная жизнь осуществляется в форме взаимодействия Бога и человека (греч. синергия). Бог даёт всё необходимое для нашего спасения. Он призывает нас, приумножает духовные силы Своею благодатью.
МолитвословияТропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
глас 4
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил доныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе,// Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мученика Арефы и с ним 4299 мучеников
глас 1
Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/ мученицы святии,/ и того неверие иудейское во Христа обличивше,/ прияша мук томление и главам усечение;/ тем восхвалиша тя Ангели,/ и верных роди тя прославляют, Арефо,/ и пострадавших с тобою,/ яко молящихся присно о душах наших.
Кондак мученика Арефы и с ним 4299 мучеников
глас 4
Веселия ходатай нам наста/ светоносный днесь страстотерпец праздник,/ егоже совершающе, славим в Вышних сущаго Господа.
Тропарь преподобного Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Богатство твое душевное погубити хотя враг,/ помрачил тя бяше богатством тленным исперва,/ но всех спасаяй Господь / богатство гибнущее окрасти попусти,/ душевное же невредно соблюд,/ Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо,/ тем тя чтим и ублажаем.
Кондак преподобного Арефы, затворника Печерского
глас 2
Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окра дений тленнаго своего имения претерпел еси благодарив, преподобне Арефо,/ тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/ моли Христа Бога о всех нас.
Тропарь святителя Афанасия, патриарха Цареградского
Чистоты жития светом страстное терние попалил еси/ и течением слез безплодную землю напоил еси,/ многоплодну ниву душевную соделав,/ Афанасие преблаженне,/ светило Царюграду, Патриархом удобрение,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Афанасия, патриарха Цареградского
глас 2
В светлую священия одежду одеявся,/ мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства/. Тем восприяша тя селения праведных,/ идеже есть неизглаголанно веселие,/ и слова, и всех святых лицы,/ святителю Афанасие,/ моли непрестанно о всех нас.
Тропарь блаженного Елезвоя
глас 4
Иже Божественным рачением подвигся/ на отмщение пролитыя крови праведных,/ яко Давид от Самуила,/ ты же от Зинона предивнаго,/ пророчески яже сбытися тебе предрекша,/ еже обещанием к нему,/ и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/ отнюду же со отложением царства/ постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/ моли Небеснаго Царя Христа/ спасти души наша.
Кондак блаженного Елезвоя
глас 4
Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/ и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/ от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/ иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/ в пениих песненных восхвалим,/ молитвенника о мире велика.
Последние новости
Как защититься от оспы обезьян
Советы специалистов по предотвращению заражения оспой обезьян.
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года жители смогут обратиться за консультацией.
Новые инициативы по улучшению здоровья населения
Государство запускает программы для повышения уровня жизни граждан.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией