28 сентября. Память великомученика Никиты

Попразднство Воздвижения Креста Господня .

Седмица 16-я по Пятидесятнице
День постный. 15 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Воздвижения Креста Господня .  Великомученика Никиты (ок. 372).

Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского (III).  Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311).  Мученика  Порфирия (361). Обретение мощей   первомученика архидиакона Стефана   (415).  Преподобного Филофея пресвитера, в Малой Азии (X).  Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570) (Груз.). Святителя Симеона, архиепископа Солунского (1429).

Священномученика Иоанна Ильинского пресвитера и преподобномученицы Евдокии Ткаченко (1918); священномучеников Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); преподобного Игнатия Бирюкова исповедника  (1932); священномученика Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); священномучеников Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, преподобномученицы Марии Рыковой и мученицы  Людмилы Петровой (1937).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

Великомученик  Никита

Великомученик Никита проповедовал христианство придунайским народам. Святой Никита, живший в IV веке, был одним из самых известных благовестников в стране готов. Его сподвижниками были известные готские епископы Феофил и Ульфила. Когда же в этой стране полноту власти получил рьяный язычник Афанарих, многие христиане подверглись преследованию. Мученической смертью погиб и святой Никита. Его тело христиане похоронили в Киликие. А впоследствии мощи праведника перенесли в Константинополь. 

Обретение мощей  первомученика архидиакона Стефана 

Его имя упоминается первым в списке диаконов, перечисленных в книге Деяний апостолов. Он был и первым среди мучеников за Христа. Святого архидиакона Стефана побили камнями у Кедронского    потока — на окраине Иерусалима. В 415-ом году христиане во главе с иерусалимским архиепископом Иоанном нашли мощи первомученика и торжественно положили их в Иерусалиме. Впоследствии, в годы правления императора Феодосия Младшего, мощи святого архидиакона Стефана перевезли в Константинополь. Часть их, а именно перст святого, в 1717-ом году архиепископ Романский Пахомий    доставил из Молдавского Нямецкого монастыря в Киев. Ныне эта святыня находится в Киево-Печерской Лавре.

Священное Писание

Гал., 214 зач., VI, 2-10

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,  5 ибо каждый понесет свое бремя.

6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:  8сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Мк., 29 зач., VII, 14-24

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:  15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон,  чем  очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,  22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,-  23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 6, 2-10;  Мк. 7, 14-24

«Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят — помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а вот что надо сделать». Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда — достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление — отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям — трезвение и бодрствование с молитвою.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь наша сегодня нуждается в том, чтобы как можно больше было пастырей духовно и всесторонне просвещенных, пастырей-подвижников и тружеников, в первую очередь полагающих силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии. Большинство священнослужителей Русской Православной Церкви, которые несут сегодня, в это непростое время, свое служение, таковы. Не имея особых материальных и иных привилегий, они не щадят жизни своей, часто день и ночь отдают своей пастве… Что бы ни говорили о них, что бы ни говорили о Церкви, как бы ни клеветали на ее доброе имя, как бы ни разжигали человеческие инстинкты, такие как зависть и злоба, подвиг священнослужителей, иерархов, духовенства, монашествующих должен совершаться, невзирая ни на что, потому что подвигом этим возвышается и укрепляется Церковь.

Святитель Симеон Солунский о значении нимба

Что касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и безконечного Бога. Так как они, быв укреплены и просвещены благодатию, начали брань и, успешно окончив её, пребывают всегда с Богом, постоянно имея в себе Его благодать, которая, будучи божественною, не имеет ни начала, ни конца. Потому сияние и делается в виде круга, а на иконах Спасителя делается тройное, потому что Он есть един от Троицы, и в Нём — Отец и Дух Святый. Подобное изображение имеют и получившие архиерейскую благодать, как светоносную, равно и цари, как приявшие помазание на царство. Кружок в виде облака, который держат в руках Ангелы, означает освящение Духа и то, что они остались верны домостроительству спасения.

Вторая заповедь Нового  Завета:  Блаженны плачущие, ибо они утешатся

По словам святителя Иоанна Златоуста, «плакать» — значит, с одной стороны, «постоянно памятовать о своих грехах», а с другой, «непрестанно измерять то пространство пути», на какое мы отстоим от Царства Небесного».

В этой заповеди говорится о плаче, как состоянии души, а не о слезливости, как проявлении эмоций.  Плач — внутреннее состояние души, а слезы — лишь его внешнее проявление.  Преподобный Авва Дорофей : «Не плач происходит от слез, а слезы от плача».  Не всякий плач является добродетелью, есть плач чувственный, а есть благодатный, который невозможно вызвать искусственно, т.к. он имеет источником божественную благодать, а не психику.

Слово «плачущие» в данной заповеди может иметь три значения:

–  Скорбящие о своих грехах, имеющие слёзы покаяния (может быть как внутреннее чувство, так и физические слёзы). Такой плач есть обращение   к Богу о помощи в духовной жизни. На более высоком уровне (нужно ещё дорасти до такого уровня) — о потерянном духовном состоянии в результате совершённого греха — потери благодати Божьей.

–  Сопереживающие чужому горю, страданиям; отзывчивые. Апостол Павел призывает:  Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими  (Рим.12:15). Это исполнение заповеди о любви к ближним, слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь.

–  Скорбящие об усопших. Любовь рождает плач о грехах(!) усопшего, молитву и дела милосердия за него, через что Бог дарует умершему благодать. Пример такого плача явила нам блаженная  Ксения Петербургская .

Молитвословия

Тропарь великомученика Никиты

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак великомученика Никиты

глас 2

Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси,

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 6

Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

глас 3

Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.

Молитва первомученику Стефану

Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.

Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Кстово, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *