25 мая. Память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца

Святителя Епифания, епископа Кипрского (403).

5-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 12 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Епифания, епископа Кипрского (403). Святителя Германа, патриарха Константинопольского (740). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913).

Преподобного Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (1989). Святителей Савина, архиепископа  Кипрского (V), и Полувия, епископа Ринокирского (V). Мученика Иоанна Валаха (1662) (Румын.).

Священномученика Петра Попова пресвитера (1937); мученицы  Евдокии Мартишкиной (1938).

Прославление священномученика Ермогена, Патриарха Московского

Спустя 40 лет после мученической кончины Патриарха Ермогена, в  феврале 1652  года, повелением царя Алексия Михайловича мощи святого перенесли из  Чудова монастыря в  Успенский собор Кремля. При открытии гроба останки оказались «целы, нетленны и  благоухание испущающи». В  1812 году французы выбросили мощи Патриарха на  пол собора, где их и  нашли по  уходе неприятеля сияющими нетлением. Когда готовилась коронация императора Александра III, со  стены Успенского собора сорвался камень и  пробил самый гроб Патриарха  — его мощи вновь предстали нетленными… В  юбилейные для династии Романовых 1912–1913 годы почитатели памяти святителя обратились к  Святейшему Синоду с  ходатайством о  причтении Патриарха Ермогена к  лику святых как великого молитвенника за  Русь Православную. Синод представил государю Николаю II доклад, в  котором изложил свое решение: «Мученически скончавшегося Патриарха Ермогена признать в  лике святых…» На  докладе император собственноручно начертал: «Прочел с  чувством истинной радости».

Богослужебные труды Патриарха Ермогена

Патриарх Ермоген ревностно относился к сохранению чистоты богослужения Русской Православной Церкви. По его благословению были изданы Евангелие, четыре Минеи Месячные, напечатан «Большой Верховный Устав». При этом святой тщательно наблюдал за исправностью этих богослужебных изданий. По его благословению перевели с греческого языка службу апостолу Андрею Первозванному и восстановили празднование его памяти в Успенском соборе Кремля. Под его руководством возвели новое здание типографии и сделали станки для печатания богослужебных книг. Священномученик Ермоген составил «Сказание о Казанской иконе Божией Матери» и службу этой иконе, издал богослужебный сборник, написал послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках, «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения», обличающее священнослужителей в многогласии — одновременном отправлении разных частей службы для её ускорения, а мирян в неблагоговейном отношении к богослужению.

Святитель Епифаний Кипрский о Пресвятой Богородице

Святитель Епифаний Кипрский один из главных выразителей и защитников догмата о приснодевстве Богоматери в IV веке. В своих трудах он доказывает, что после чудесного зачатия и рождения Христа Богородица осталась непорочной и чистой Девой, что Её передали праведному Иосифу, 80-летнему старцу, «не для брачного супружества», а для охраны Её девства и законности домостроительства нашего спасения. Поэтому Богородица «только казалась женой этого мужа, но не имела с ним плотского общения», а под братьями и сёстрами Господа следует понимать детей Иосифа от первого брака. Отрицание приснодевства Богородицы святитель Епифаний называет «самым нечестивым из всех заблуждений». Считая Богородицу достойной почтения и чести, ибо Она приняла «в Своё лоно Всецаря, Небесного Бога, Сына Божия, Её утроба стала Его храмом и была уготована в жилище Господа для исполнения Его домостроительства во плоти», святитель выступает и против чрезмерного почитания Богородицы, как Бога: «Мария не Бог и не с неба получила тело».

Священное Писание

Деян., 32 зач., XIII, 13-24

13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,  18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова.  Так  прошло  лет сорок.

22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

Ин., 18 зач., VI, 5-14

5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:  9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 13, 13-24;  Ин. 6, 5-14

Ученики говорили Господу. чтобы отпустил народ купить себе брашна в селах, но Господь сказал им: «не нужно им идти; вы дайте им есть»  (Мф. 14, 16). Это было перед чудом насыщения пяти тысяч народа, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Такое событие, имевшее особое значение в жизни Господа, представляет еще такой урок. Народ - образ человечества, алчущего и жаждущего истины. Когда Господь сказал апостолам: «вы дайте им есть», то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому - напитать его истиною. Апостолы сделали это дело для своего времени; для последующих же времен передали это служение преемствующему им пастырству. И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: «дайте вы есть народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство - питать народ истиною. В церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия. Молчащее пастырство - что - за пастырство? А оно много молчит, через меру молчит. Но нельзя сказать, чтоб это происходило от того, что нет веры. в сердце: так, одно недоразумение, дурной обычай. Все же это не оправдывает его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чтобы получать помощь от Бога, нужно войти в Божий мир и не препятствовать Ему распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для этого нужно знать, что’ есть Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, слова Господа и стремиться выполнять их в своей жизни. Только тогда человек, слушающий Бога, становится частью Божиего мира и на него обильно изливается Божественная сила. И не только человеческие страсти, не только диавольские искушения, но и любые средостения разрушаются на пути человека, который обладает огромной внутренней силой. Такими были святые Божии угодники, явившие нам пример того, что есть жизнь в Боге.

Свойство Божие — всемогущество

Всемогущество Божье выражается в том, что Бог обладает безграничною силою, в состоянии реализовывать любые Свои желания, замыслы, определения; реализовывать, как хочет, без каких-либо внутренних и внешних затруднений.  Никакое стороннее бытие не способно препятствовать Божественной деятельности, стеснять или затруднять осуществление Его волеизъявлений. У многих возникает вопрос: если Бог Всемогущий, то может ли Он сделать зло? Бог может всё, что захочет. Но хочет Он только доброго, Его воля — благая и совершенная. И в этом Своём стремлении к добру Он всемогущ. Даже мы не делаем многое из того, что можем (в том числе и зло).

Молитвословия

Тропарь священномученика Ермогена

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Кондак священномученика Ермогена

глас 6

Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.

Священномученику Ермогену, патриарху Московскому 

О  великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази, Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойныя чада твоя  (имена), умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающие. Крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердный отец и за вся теплый молитвенник яко да молитвами твоими ограждаеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

Последние новости

Консультации по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане

С 25 ноября по 6 декабря 2024 года будут доступны горячая линия и консультации.

Диспансеризация в Нижнекамске: результаты и планы

В администрации города обсуждаются важные вопросы здоровья населения.

Открытие Международного фестиваля «Восточный базар в Казани»

Фестиваль объединяет более 50 национальных культур из разных стран и регионов

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Мурманске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *