25 декабря. Память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец День постный. 12 декабря по ст.

Неделя 28-я  по Пятидесятнице, святых праотец
День постный.  12 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348).

Преподобного Ферапонта Монзенского   (1597).  Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (251).  Мученика Разумника (Синезия) (270–275).

Неделя святых праотец

За два воскресенья до Рождества Церковь празднует Неделю святых праотец, а за одно воскресенье до Рождества — Неделю святых отец. Эти недели принадлежат системе неподвижных праздников, но зависят от дня седмицы, на который попадает Рождество. Минеи дают указания, когда празднуются Неделя праотец и Неделя отец: «Аще убо случится Рождество в среду…» и так далее. В Неделю святых праотец читаются определённые Апостол и Евангелие, связанные с темой дня: призыв апостола Павла совлечься ветхого человека с его делами (грехами и страстями) и облечься в нового, обновляющегося познанием Христа (Кол. 3:4–11), и притча о великой вечери (Лк. 14:16–24), говорящая, что «много званных, но мало избранных». Человечество готовилось к приходу Христа, но верных Богу оказалось мало. 

В Неделю святых праотец и в Неделю святых отец вспоминаются все ветхозаветные праведники, ждавшие Мессию и послужившие приходу Христа, — выделяются пророки, предки Христа по плоти и особенно Божия Матерь как прекрасный плод ветхозаветного этапа домостроительства, «из Нея же цвет пройде Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Смысловое единство этих недель подчёркивает история: в Типиконе Великой Церкви перед Рождеством Христовым было лишь одно воскресенье, посвящённое подвигу ветхозаветных святых. В службе Недели святых праотец особое внимание уделено истории трёх отроков, не сгоревших в печи Вавилонской (история из Книги пророка Даниила, очень популярной в раннехристианской среде). Из трёх канонов, положенных для чтения в этот день, один — это канон святым отрокам. Чудо в пещи — это прообраз Рождества, которое не опалило «утробу Девичу». Служба дает также тропологическое (нравственное) понимание чуда — Церковь благодарит за избавление от греха и смерти: «яко от горящия пещи избавлься».

Святитель Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился на острове Кипр. Овдовев, он был избран епископом города Тримифунта и совмещал пастырское служение с делами милосердия. В 325 году святитель принимал участие в I Вселенском Соборе, где обличил греческого философа, защищавшего Ариеву ересь. Простая речь святителя показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. На том же Соборе святитель явил наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон. — Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Чудо святителя Спиридона Тримифунтского Священномученик Александр Иерусалимский

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, был учеником Климента Александрийского († ок. 217 г.). При Септимии Севере (193–211 гг.) он был на три года заключен в темницу. После освобождения св. Александр отправился в Иерусалим для поклонения святым местам и там был избран соправителем преклонного годами Патриарха Наркисса в 212 году. Это чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви. В этом сане он управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет. Скончался в темнице во время гонений императора Декия.

Преподобный Ферапонт Монзенский

Преподобный Ферапонт Монзенский был иноком обители преподобного Адриана на р. Монзе, где он подвизался до конца жизни. Каждый день он удалялся в лес молиться, а ночами читал и переписывал душеполезные книги. Преставился в 1597 г. В летописи описаны исцеления, происходившие у гроба святого. Однажды он спас суда от гибели при прохождении через пороги на р. Костроме, причем некоторые видели старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, он предсказал голод 1601 г. и повелел запасти больше хлеба.

Священное Писание

  Кол., 257 зач., III, 4-11

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,  6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,  7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;  9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его  10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,  11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Лк., 76 зач., XIV, 16-24

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,  17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 14, 16-24

«Много званных, но мало избранных». Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства, проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться.

Святые Праотцы — вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, — воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Современный человек особенно нуждается в духе смиренномудрия. В этом понятии смирение соединяется с мудростью, точно так же как целостность сочетается с мудростью в понятии целомудрия. Это неслучайно, потому что высочайшие добродетели не могут быть обретены исключительно силой человеческой, но лишь при содействии Божественной благодати. А для того чтобы было так, каждый из нас, желая стяжать добродетели, должен обладать мудростью, пониманием того, что Бог — Всемогущий и в Его деснице вселенная и все мы, наши судьбы, наши жизненные пути, наше настоящее и наше будущее. И потому, только осознавая власть Бога над нами, мы со смирением можем устремляться на пути стяжания добродетели. Мудрый человек способен быть смиренным. Во-первых, потому, что он понимает, что вся власть у Бога. Кроме того, мудрый человек понимает цену жизни, подлинную цену того, что для многих является абсолютной ценностью — того, что связано с властью, с деньгами, с достижением неких успехов в жизни. Все это для человека смиренномудрого обретает смысл только тогда, когда связано с Богом, когда наша жизнь Богом благословлена, когда наши успехи — во славу Божию.

Церковная свеча

Церковная свеча  символизирует причастность человека к Божественному  свету. Свеча выражает   пламень любви человека ко Господу, Богородице, Ангелу или святому,  пред ликами которых верующий ставит свечу.  Приобретение свечи в храме  является  жертвой  на храм.  И мы не просто ставим свечи, но обязательно и  молимся.  За нас свеча не молится! За умерших свечи ставят на  канун  (небольшой столик с Распятием и свечами).  Во время богослужения ставить свечи не принято (чтобы не отвлекать других и не отвлекаться самим).

Как стать счастливым

Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку...

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях; бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей; почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей; молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей; надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей; просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей; исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий; благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей; славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

Святитель Николай СЕРБСКИЙ

Страсть  печали  (5-я из восьми главных страстей)

Печаль бывает богоугодной и богопротивной (2Кор.7:10). Противоположная печали добродетель —  надежда.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали: 1) от предшествующего гнева; 2) от неисполнения желаний; 3) из-за убытков и потерь; 4) без видимых причин; 5) из-за неразумных забот; 6) из-за страха за свою участь.

Молитвословия

Тропарь святителя Спиридона  Тримифунтского

глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Спиридона  Тримифунтского

глас 2

Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния.

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому

О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ферапонта Монзенского

глас 8

Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ферапонта Монзенского

глас 8

Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

Последние новости

Как защититься от оспы обезьян

Советы специалистов по предотвращению заражения оспой обезьян.

Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане

С 25 ноября по 6 декабря 2024 года жители смогут обратиться за консультацией.

Новые инициативы по улучшению здоровья населения

Государство запускает программы для повышения уровня жизни граждан.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Жуковском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *