17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого
17.11.2022

17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого

Преподобного Иоанникия Великого (846).

Седмица 23-я по Пятидесятнице
Поста нет. 4 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иоанникия Великого (846).  Священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера (I).

Преподобного Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Никандра Городноезерского (XVI). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).

Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1931); преподобномученицы Евгении Лысовой (1935); священномученика Александра Петропавловского пресвитера (1937); священномученика Исмаила Базилевского пресвитера (1941).

Преподобный Иоанникий Великий

Преподобного Иоанникия в миру звали Воила, он был из крестьянской семьи, жившей в Вифинии. Семья святого придерживалась иконоборчества, но сам он после беседы с неким старцем обратился к Православию. В юности он нёс воинскую службу в Константинополе в отряде дворцовой стражи. После того как Воила спас от гибели знатного вельможу, святой решил оставить мир. В 807 году он принял постриг. Кондак святому отмечает обильный дар чудотворения, который был дан ему Богом после многих лет подвига: «врач же крепчай ший явился еси, но яко приял еси благодать исцелений , просящим тя подаждь исцеление». На некоторых иконах святого изображают с хартией в руках, на которой написана молитва, входившая в его ежедневное правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Трои це Святая, слава Тебе».

Священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер

Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики святого апостола Тита, были рукоположены им в священный сан. За усердную проповедь они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые за исповедание Христа. Их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.

Блаженный Симон Юрьевецкий

Блаженный Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради. Зимой и летом ходил босой, в одной льняной рубахе. От строгого поста кожа его иссохла и почернела. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Поселившись в городе Юрьевец, он все дни проводил на церковной паперти, где возносил горячие молитвы ко Господу. Однажды Симон зашел в дом к воеводе, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Блаженный тяжело заболел и предал Богу душу. На его похороны собралось множество народа. Воевода раскаялся в своем согрешении и щедро раздавал бедным милостыню, но денег у него не убавлялось. Воевода понял, что такова милость к нему угодника Божия.

Священное Писание

1 Сол., 265 зач., II, 9-14

9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,  11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,  12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.

13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не  ка́к  слово человеческое, но  как  слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.

14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев.

  Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:  48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,  50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,  51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,  54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

ГЛАВА 12.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 13, 1-9

Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их, — Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете»; упал столп силоамский и убил 18 человек, — Господь тоже сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете». Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока во грехе человек, секира лежит при корне древа жизни его, готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься — жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о безплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию щадить каждого грешника, в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что они помогают человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного устава, мы идем в Церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Через это напряжение своих сил мы приближаемся к Господу, потому что стараемся быть ближе к Нему. Точно так же и пост. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну-единственную цель — изменение внутреннего состояния человека, и, исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться. Но при всем том, если наша религиозная жизнь не сопровождается совершением добрых дел, если в сердце мы не чувствуем любви и расположения к людям, если мы проявляем черствость и к ближним, и к дальним, значит, мы повторяем грех фарисеев.

Что такое Божественное Откровение?

Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.

Естественное откровение — то, которое передается и воспринимается людьми естественным образом. Сверхъестественным Откровением Божьим называется то, которое преподаётся (а нередко и воспринимается) сверхъестественным способом.

Естественным образом Бог частично открыт и открывается в делах творения, как Создатель и как Промыслитель (некоторое подобие этому усматривается в том, как открываются в своём творчестве, в своих произведениях, писатель, поэт, музыкант, художник, скульптор, архитектор и т. п.).

Сверхъестественным образом Бог открывается людям в особых случаях. Формы передачи сверхъестественного откровения могут быть различными. В Св. Писании отмечены случаи, когда Бог открывался во сне, посредством голоса, через Ангелов и пр. Полнота откровения, направленного на спасение людей, была дана воплотившимся Богом.

Крайности в подходе к духовничеству

1. Поиск духовника высоких дарований. Иногда говорят:  я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти.  Нередко такого рода оправдание имеет в основе чрезмерную надежду грешника на личные возможности духовника, при недостаточном уповании на Бога. В противовес этой позиции стоит то догматическое положение, что от греха нас очищает не человек, но Господь.  Неужели наш духовно-нравственный уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь «обычного» духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, независимого от наших страстей.

2. Поиск душевного, а не духовного духовника, того, кто обаятелен и снисходителен, приятен в общении. Главный же критерий духовничества — не удовольствие от общения, а духовное продвижение, борьба со страстями и обретение добродетелей.

3. И последняя крайность — попытка обойтись без духовника. Один мудрый человек сказал: «Я не могу поверить, что Бог нам дал разум, а потом запретил им пользоваться». Однако полезно и смирять свой  падший  ум, ставя высшим авторитетом учение Церкви, рекомендации духовника. Иначе дьявол может нас запутать. Он несколько тысяч лет специализируется в области соблазнения людей, у него значительно больше опыта, чем у нас.

Зачем мне исповедоваться в присутствии священника, если можно это сделать напрямую Богу?

Одно не исключает другого. Исповедание греха состоит из 3-х этапов: 

1. как только осознал грех — напрямую Богу;

2. подводя итоги дня — напрямую Богу (на вечернем молитвенном правиле);

3. в Таинстве Исповеди — напрямую Богу при свидетельстве священника (получая разрешение от греха).  Сам Бог (Ин.20:23) дал Своим апостолам, а далее, через  апостольское преемство, епископам и священникам возможность разрешать христиан от грехов. Поэтому исповедоваться мы можем  в любой форме и кому угодно, но получать разрешение от грехов установлено от священников и епископов.

P.S. Практика показывает, что тот, кто задаёт такой вопрос, в реальности Богу напрямую не исповедуется.

Нравственное доказательство бытия Божьего: почему мы обязаны?

Нравственное  доказательство бытия Божьего  опирается на наш моральный опыт. Мы все — верующие и атеисты — хвалим или порицаем других людей. Но это возможно только в том случае, если мы обращаемся к какому-то обязательному для всех людей нравственному закону. Все люди обязаны поступать определенным образом и заслуживают осуждения, если не поступают.

Но кто налагает эти обязательства? Природа? Природа не является волящим субъектом и поэтому не может налагать обязательств. Общество? Но мы легко можем привести примеры того, как нравственный долг требует выступать против общества (например, нацистского). Кроме того, существуют разные общества с разными требованиями. За кем именно мы должны признать право обязывать всех людей? На каком основании?

Всеобщий нравственный закон, обязательный для всех людей, требует надчеловеческого законодателя, и этот Законодатель — Бог.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанникия Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанникия Великого

глас 8

Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.

Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 5

Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.

Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского

глас 8

Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.

Тропарь священномученика Никандра

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никандр/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Тропарь блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого

глас 8

Яко воистинну гласа апостольскаго/ послушатель был еси, блаженне Симоне,/ Христа бо ради изволив имети буйство,/ в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/ терпением убо пачеестественным Христа подражав,/ посрамил еси льстиваго всю гордыню,/ тем и в лютых ранах,/ якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/ идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/ почитающий любовию святую память твою.

Кондак блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого

глас 4

Возгоревся рачением Горним,/ жестость вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/ отонудуже повинуся ти огнь,/ от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/ и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/ и хотящия быти предрекл еси,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся и о нас,/ поющих тя, блаженне Симоне, поминай.

Последние новости

Фестиваль профессий PROFФЕСТ

На базе универсального спортивного комплекса «САБА-АРЕНА» прошёл Фестиваль профессий PROFФЕСТ.

Памятка по вопросу недопущения дискриминации при приеме на работу граждан предпенсионного возраста

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,

Митинг, посвященный Дню Неизвестного солдата

Молодежный профсоюзный актив столицы Татарстана принял участие в памятном митинге, посвященном Дню Неизвестного солдата.

Card image

У кофеварок, как и любого оборудования, могут возникать проблемы в работе, связанные с постоянным или неправильным использованием.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *