16 декабря. Память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского
Седмица 27-я по Пятидесятнице День постный, разрешается рыба. 3 декабря по ст.
Седмица 27-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 3 декабря по ст. ст.
В этот день совершается память:
Пророка Софонии (635–605 г. до Р. Х.). Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1407).
Преподобного Феодула Цареградского (ок. 440). Преподобного Иоанна молчальника, бывшего епископа Колонийского (558). Священномученика Феодора, архиепископа Александрийского (606). Преподобного Георгия Черникского (Румын.).
Священномученика Андрея Косовского пресвитера (1920); священномученика Николая Ершова пресвитера (1937); святого Георгия Седова исповедника (1960).
Пророк СофонияПророк Софония был родом из знатного рода колена Симеонова. Пророчествовал при иудейском царе Иосии (635–605 гг. до Р. Х.), помогая истреблять идолопоклонство. Святой был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Оставшаясь после него книга содержит в себе пророчества о бедствиях, грядущих для жителей Иудеи и соседних пределов — Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян. Кроме того, он пророчествовал о пришествии на землю Мессии (Соф. 3, 14–15).
Преподобный Савва СторожевскийУченик Сергия Радонежского, преподобный Савва Сторожевский был одним из первых насельников его Троицкой обители. Он снискал большое уважение у братии, был назначен духовником монастыря, а после кончины преподобного Сергия Радонежского некоторое время был игуменом. Святой пользовался почетом и у московского княжеского двора, став духовником членов великокняжеской семьи — вдовы князя Димитрия Донского Евдокии и их третьего сына Юрия (Георгия). Когда князь Юрий Димитриевич возрос, он стал уговаривать Савву переселиться в его удел. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте около Звенигорода, в небольшой пещере на горе, называемой Сторожи, поблизости от Москвы-реки. Позднее на этом месте он основал монастырь, который и доныне остается одним из главных духовных оплотов России.
Священное Писание2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Лк., 101 зач., XX, 19-26
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаЛк. 20, 19-26
«Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?
Слово Святейшего Патриарха КириллаУныние — это очень тяжелое душевное состояние. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и дажек самим себе, причем поводом для уныния могут стать самые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит — и плохое, и доброе, — и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает. Мы должны помнить, что уныние — это грех, а в основе этого греха — недостаток веры. Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей, и нередко сознает их недостаточность для преодоления уныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь — в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры.
О посвящении воскресного дня БогуОдин священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.
— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.
— Смерти! — закричали его слушатели.
— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.
Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.
СтрастиСтрасти — последствия грехопадения, зло, вошедшее в привычку, греховная зависимость, рабство греху. Их образно называют вожжами в руках дьявола. Слово «страсть» связано со словом «страдание» (Страсти Христовы — только страдания). По-гречески страдание — пафос, от него происходит слово патология.
Грехопадение состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога (Быт. 3:5). Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание — самолюбие.
Любая страсть и грех паразитирует на здоровом состоянии. Например, чревоугодие на необходимости питания. Без благодати Божьей победить любую страсть невозможно.
Почему из всего множества религий истинно именно Православное христианство?Прежде всего, центром Православия (и его содержанием) является определенная Личность — Иисус Христос. Его ученики, апостолы, передают Его слова, которых никто из религиозных лидеров человечества не произносил и произнести не мог.
Если все они полагали себя посланцами от имени истины или людьми, открывающими истину, то Иисус говорил, что Он и есть Истина — «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира (Ин.17:5), что именно Он придет судить все народы в последний день (Мф.25:31-32), что наша вечная жизнь (или вечная гибель) определяется тем, как мы отнесёмся к Нему, Иисусу Христу (Ин.6:47).
Эти слова не дают возможности рассматривать Господа Иисуса как «одного из» — мы либо верим Ему, либо нет.
А если мы Ему верим, мы принимаем и Его слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Церковь, о которой Он говорит, основана Им и поэтому должна существовать непрерывно со времён апостолов и сохранить без искажения первоначальное учение — а этому критерию удовлетворяет именно Православная Церковь.
МолитвословияТропарь преподобного Саввы, игумена Сторожевского
глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси чистое житие,/ духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси,/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.// Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы, игумена Сторожевского
глас 2
Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.
Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обуче-ние, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и по-каянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь пророка Софонии
глас 2
Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Софонии
глас 4
Явился еси светозарен Божественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явление возгласив:/ радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь:// се Царь Твой грядет, спасаяй.
Тропарь преподобного Феодула Цареградского
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.
Кондак преподобного Феодула Цареградского
глас 2
Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.
Последние новости
Как защититься от оспы обезьян
Советы специалистов по предотвращению заражения оспой обезьян.
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года жители смогут обратиться за консультацией.
Новые инициативы по улучшению здоровья населения
Государство запускает программы для повышения уровня жизни граждан.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований