12 октября. Память преподобного Кириака отшельника
Преподобного Кириака отшельника (556).
Седмица 18-я по Пятидесятнице
День постный. 29 сентября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Преподобного Кириака отшельника (556).
Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобного Феофана Милостивого .
Священномученика Иоанна, архиепископа Рижского (1934).
Обретение мощей святителя Иоанна Чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
Преподобный Кириак отшельникУроженец Коринфа, сын пресвитера, Кириак явил собой истинный образ отца-пустынника. Однажды, 17-летним юношей, он во время церковной службы был так тронут словами Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», что, не заходя домой, ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Так начались его паломнические странствия по Палестине, а потом — суровое монашеское делание. Долгое время он подвизался в разных обителях Иудейской пустыни. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов-подвижников. Семидесяти лет он пошел искать еще более пустынные и безводные места, питался горькими травами, но даже до конца дней сохранял удивительную бодрость и исцелял страждущих. Умер святой 109 лет от роду.
Преподобный Феофан МилостивыйПреподобный Феофан Милостивый был добрым и милосердным человеком. Свое имение он раздал, помогая неимущим ближним, а сам остался в нищете. Вскоре его ждало новое испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело его было покрыто язвами и издавало смрад. Преподобный без ропота переносил невзгоды, за все благодаря Бога. Когда он умирал, разразилась буря, и его жена скорбела, что не сможет похоронить его как подобает. Святой утешил ее: «Не плачь, вот наступает помилование от Милосердного Бога: в час моей кончины по воле Божией буря прекратится». Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело святого Феофана очистилось от ран и стало источать целебное миро.
Священномученик Иоанн, архиепископ РижскийАрхиепископ Янис (Иоанн) Поммер родился в 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша, чей род сохранил приверженность Православию, несмотря на гонения от немецких землевладельцев. Постриг Янис принял по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Став епископом, он служил на Одесской, Слуцкой, Приазовской кафедрах, врачевал расколы в Тверской и Пензенской епархиях. После революции владыку не раз арестовывали. Во время одного из арестов народ крестным ходом подошел к темнице и требовал освобождения владыки. Известно, что святителя пытались застрелить в келлии. В ночь на 12 октября 1934 года на архиерейской даче случился пожар. Владыку нашли привязанным к снятой с петель двери, с раной от револьвера, подвергнутого страшным пыткам и сожженного заживо.
Священное ПисаниеЕф., 231 зач., V, 25-33
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Лк., 21 зач., V, 33-39
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаЛк. 5, 33-39
Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених, сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину. Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были бы в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устраивается, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренно и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев - рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.
Слово Святейшего Патриарха КириллаНавык молитвы – это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.
Обретение мощей святителя Иоанна ШанхайскогоСвятитель Иоанн (Максимóвич) — один из самых почитаемых святых ХХ века. В преддверии прославления подвижника было решено освидетельствовать его мощи, погребённые в усыпальнице Сан-Францисского кафедрального собора. Обретение мощей состоялось 11 октября 1993 года. По окончании вечерни и утрени члены комиссии спустились в крипту, где отслужили панихиду по архиепископу Иоанну. Гроб был вскрыт в 22:10. Лицо святителя было закрыто, и сначала все обратили внимание на его нетленные руки. Было отмечено, что белое облачение святителя позеленело, а подризник полностью истлел. После прочтения 50-го псалма архиепископ Антоний снял воздỳ х с лица святителя, и все увидели его светлый нетленный лик. Ноги, от болезней которых владыка страдал всю жизнь, были тёмного цвета. Участники освидетельствования мощей рассказывали, что никто не удивлялся, не разговаривал. Всем было хорошо и благодатно стоять у мощей владыки. Не было ни спешки, ни суеты — хотелось лишь стоять и молиться.
Могли ли святые отцы ошибаться?Прославление церковного писателя как святого отца не означает признания безошибочными всех утверждений, содержащихся в его писаниях. Как говорил святой Варсануфий, «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)». Выступая как ответственные свидетели истин, содержащихся в Священном Предании, святые отцы передавали эти истины, не извращая их внутреннего содержания, их сути. Однако, когда они действовали как самостоятельные мыслители (относительно частных вопросов), они могли высказывать или пересказывать ошибочные мнения (разумеется, в определенных границах), воспринятые ими от других людей.
Например, содержащиеся в творениях святых отцов утверждения об устройстве природного мира не являются богооткровенными, а отражают представления, характерные для образованных людей того времени. Святые отцы приводят эти представления (например, о птице Феникс) не для того, чтобы утвердить их истинность, но используя в качестве иллюстрации, понятной их аудитории.
Окончательное суждение об истине принадлежит Церкви в целом. При этом важно помнить, что гораздо чаще, чем ошибки у святых отцов, возникают ошибки у их современных читателей - в большинстве случаев из-за утраты контекста, когда мы забываем о том, что то или иное высказывание относилось к конкретной ситуации, было обращено к определенным людям или оспаривало известное лжеучение.
МолитвословияТропарь преподобного Кириака
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Кириака отшельника
глас 8
Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.
Кондак преподобного Кириака
глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.
Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу
глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за весь мир присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.
Кондак святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу
глас 4
Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас, к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.
Последние новости
Новый закон о цифровых технологиях в России
Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.
Влияние изменения климата на сельское хозяйство
Как изменение климата меняет аграрный ландшафт
Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане
Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией