Итоги-2019: министр Бурганов и скандалы в татарстанских школах
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания.
Для министерства образования Татарстана год начался с череды скандалов: в Набережных Челнах ученика школы № 13 не пустили в столовую — с администрацией школы провели беседу, историей заинтересовалась прокуратура. Похожий случай произошел в школе № 55. В школе № 15 избили ребенка с эпилепсией — глава управления образования исполкома города Винер Харисов заявил , что у мальчика нет справки, подтверждающей заболевание, и он сам задирал сверстников.
В республике заговорили о буллинге: по данным экспертов, 82% учащихся живут в ожидании травли . Психологи и родители уверены — явление масштабно, проблему поднимали детский омбудсмен Гузель Удачина и министр по делам молодежи Дамир Фаттахов . Дети стали чаще отказываться от посещения школ, признал министр образования Рафис Бурганов . На вопрос, поступают ли жалобы на травлю детей, в министерстве не ответили.
Травля в школе: почему это происходит и как проблему не решают в ТатарстанеВесной депутат Госсовета Альберт Мухаметшин заявил, что часто появляется информация о конфликтных ситуациях в школе. Бурганов ответил, что каждый конфликт рассматривается и порекомендовал общественности « немножко успокоиться ». 13 мая ученик 10-го класса казанской гимназии № 7 пришел в школу с ножом и пистолетом . Он занял учительский стол и не давал ученикам покинуть помещение. Его обезвредили и отправили на принудительное психиатрическое лечение. Эксперты связали случай с буллингом.
Ученики без страховки чистили крышу школы — инцидентом заинтересовалась прокуратура. Общественный народный фронт сказал, что в Васильевской средней школе № 2 30 лет не делали капремонт. Депутаты Госсовета предложили ввести должность школьного омбудсмена — ее не реализовали. Участились случаи отравления школьников снюсами. Депутаты Госсовета потребовали от минобра высказать свою позицию, министерство промолчало. Парламентарии разрабатывают законопроект об ограничении продажи веществ.
Много детей погибло, но еще больше практикует: эксперт о снифингеСчетная палата заявила: переведенные на татарский язык учебники не используются , Госсоветник Минтимер Шаймиев говорил, что подготовить их — проблема . Родители жаловались на принуждение к изучению татарского. В одной из районных школ они возмутились просьбой регистрировать детей как самозанятых : в минобре, минэкономики и Казанском Кремле заявили, что давления не было. В республике до сих пор не определились , должно ли министерство принимать решение о переходе школ на пятидневку.
Языковой скандал: 75% выбравших татарский и жалобы родителей на принуждениеРодители сообщали, что детям незаконно отказывают в приеме в 1 и 10 классы. 245 выпускников, претендовавших на медали, не смогли набрать и 70 баллов на ЕГЭ, а сын одного из чиновников во время экзамена выходил в туалет более 10 раз. Студенты профучереждений не могли сдавать практические экзамены из-за отсутствия оборудования — оно должно было достаться республике после WorldSkills .
Замминистра образования России Ирина Потехина заявляла: министерство знает, с какой нагрузкой живут педагоги, но сделать так, чтобы они получали «среднюю зарплату по экономике» не всегда удается . Прокуратура Татарстана провела проверку в минобразования, выявив многочисленные нарушения : случаи бесконтрольного расходования средств в школах — руководство казанской гимназии № 19 поехало в ОАЭ на собранные с родителей деньги. Власти Казани это опровергли.
Комментарий Родительского сообщества Татарстана:О детских садах
Абонентская плата в детских садах абсолютно несправедливая, крайне высокая и имеющая место только в нашем процветающем Татарстане. Проблема существует не первый год. Даже поручения Медведева (Дмитрия, председателя правительства России — Inkazan) не помогли ее решить. Вопрос поборов в детских садах никуда не делся. Не проходит недели, чтобы кто-то из родителей не пожаловался, что собирают деньги. Родительская плата выше средней, абонентка — и вовсе местное ноу-хау, но денег почему-то нет.
Здравый смысл подсказывает, что нормальное уличное игровое пространство — хорошее вложение. Как выяснилось, средства на оснащение детских площадок в садиках если и поступают, то почти исключительно из «внебюджетных фондов». Очень надеемся, что министерству образования хватит организованности «пробить» в этом году в бюджете республики отдельную графу на обновление малых архитектурных форм в детских садах. Правда, учитывая результаты предыдущей работы минобра, не очень в это верим.
Катастрофическая нехватка садиков, особенно для самых маленьких. В свое время в Татарстане «перепрофилировали» ясельные группы под группы для детей от трех лет — «решали вопрос» с нехваткой мест для деток постарше. Но малыши почти полностью остались без яслей. В садиках татарский как был по три занятия в неделю, так и есть. Чьи родители не выбрали для изучения татарский язык, в часы занятий чаще всего сидят в группе. Альтернативных занятий для них не организовано.
О школах
В подавляющем большинстве школ детей не учат, перекладывая этот вопрос на плечи родителей. Катастрофически не хватает учителей по критически важным предметам: математике и русскому языку. С квалифицированными учителями по английскому языку, а также по таким предметам, как химия и физика, география и биология ситуация еще хуже.
Школа ориентирована на «стандартно-идеального» ребенка, который должен всегда слушать учителя, тщательно выполнять домашние задания, обладать взрослой организованностью. У школы нет возможности учить того, кто «стандартам» не соответствует. Там «потоковое» обучение, а оно дает только программные знания и только тем детям, которые способны их усвоить в школьном изложении. Поэтому поголовно сидим с «нестандартными» — самыми обычными — детьми до позднего вечера, помогая им освоить школьную программу.
Или нанимаем репетиторов, которые делают это же. Финансовое обеспечение учебного процесса по-прежнему во многом ложится на родителей. В Татарстане «дети для удобства школы», а не «школа для обучения детей». По-другому сформулировать этот блок проблем не получается. Школы ориентированы не на потребности детей, а на неформальные указания «сверху».
Отдельный вопрос — индивидуальное обучение детей с психоневрологическими отклонениями. Сейчас в школу можно отдать любого ребенка. Даже такого, который в условиях обычной школы становится опасен для себя и для окружающих. Никаких инструментов воздействия у школы в таком случае нет. Проблема тоже системная. Для ее решения сил родителей недостаточно: нужно вмешательство на уровне региональных и федеральных властей.
О семейном обучении и АУЕ
Многие родители, устав добиваться элементарного, переводят детей на семейное обучение. В Татарстане такое не приветствуется. В начале года был вал обращений от родителей, которым «РОО (районный отдел образования — Inkazan) не дает разрешение на семейное». Никакого разрешения не требуется — в обязанности родителей входит лишь уведомление. С этим вопросом разобрались. Больше родителей так не прессуют. Зато им внезапно начали выдавать предостережения за то, что они выбрали для своих детей образование вне школы. И пугать тем, что дети вне школы чаще попадают под влияние ОПГ и вообще относятся к группе риска.
В школах Татарстана, судя по выступлениям наших чиновников и представителей МВД, почти половина детей причастна к АУЕ. На территориях школ распространяют снюсы и насваи. В 7 гимназии ребенок взял одноклассников в заложники. Сообщения о травле (либо детей, либо педагогов) стали настолько обыденными, что на них уже не реагирует никто. Школы Татарстана, несмотря на шестидневку, «просели» по результатам PISA. Дети в республике показали результаты намного ниже, чем средний результат по России, по всем направлениям. Очевидно, что в таких условиях количество семей, которые забирают детей из школ, будет расти. Может, не стоит выкручивать руки тем, кто пытается найти альтернативу образованию и воспитанию «по-бургановски»?
До тех пор, пока школы будут полностью зависимы от исполкомов и минобра, ситуация не изменится. У нас нет реальной автономии школ. Есть видимость, которой очень удобно прикрываться. Школы не на пятидневке? Решение директора. В школе кривой учебный план? «Автономное» решение школы. И так до бесконечности. Пока существует прямая зависимость школ от местных структур, все школы будут «универсальными». Удобными для начальников, а не для детей.
Читайте Inkazan в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Фото: ВКонтакте
Последние новости
Глава Минпромторга Татарстана Олег Коробченко и депутат Госдумы РФ Илья Вольфсон обсудили инициативы по решению кадровой проблемы
На площадке строительства технопарка DoorHan под Столбищами вместе главой Лаишевского района Ильдусом Зариповым они обсудили проблему кадрового дефицита на предприятиях.
Управляющий Отделением СФР по Республике Татарстан на брифинге рассказал о мерах поддержки семей с детьми
18 декабря Управляющий Отделением Социального фонда России по Республике Татарстан Эдуард Вафин на брифинге в Кабинете Министров Республики Татарстан, , рассказал о мерах поддержки,
В Республике Татарстан в связи с новогодними праздниками детские пособия за декабрь будут выплачены досрочно
В связи с тем, что первая неделя января выпадает на новогодние праздники, татарстанцы, которым детские пособия поступают на счета в банках, получат ихдо28 декабря.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения