Виртуальная выставка к 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского – выдающегося ученого, учителя, педагога и наставника
Материал подготовлен отделом рукописей и редких книг Национальной библиотеки РТ.
Материал подготовлен отделом рукописей и редких книг Национальной библиотеки РТ.
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. «Ушинскому принадлежит честь открытия у нас того, что называется педагогической областью» – отмечал в 1896 г. его современник и биограф М. Л. Песковский.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи г. Новгорода-Северского, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который он блестяще закончил в 1844 году.
В 1846 году Ушинский стал преподавать в Ярославском юридическом лицее.
В 1855 году Константин Дмитриевич был назначен преподавателем словесности и законоведения Гатчинского сиротского института. Основным педагогическим требованием Ушинского, было требование непосредственного влияния личности педагога на ребенка. Он стал настаивать, чтобы центром и основой школы стал педагогический персонал. В библиотеке института Константин Дмитриевич обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике и философии, собранную прежним инспектором института Е. Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти материалы настолько его вдохновили, что Ушинский написал статью под названием «О пользе педагогической литературы».
В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института, собрав в институте лучшие педагогические силы. В то время образование считалось «вредным» для женщин, но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать лекции, о которых говорил весь город.
В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он побывал в Швейцарии, Германии, Бельгии, во Франции, и Италии, в этих странах он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей Константин Дмитриевич написал, задуманные уже давно, «Детский Мир» и «Родное слово». Это были первые в России учебники для начального обучения детей и первые массовые, общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.
Литературная деятельность великого русского педагога К. Д. Ушинского – одно из замечательных проявлений многогранности его таланта, но, особенно, он стал известен как детский писатель, автор рассказов и сказок.
Последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в свет в 1868 году, а через некоторое время вышел и второй том. К сожалению, третий том остался незавершённым. В этом фундаментальном труде изложены важнейшие результаты, добытые к тому времени наукой, знаний о природе человека, о закономерностях его физического и психического развития.
После возвращения в 1867 году в Россию, Ушинский прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте 47 лет. Константин Дмитриевич за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную им в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. «Ушинскому принадлежит честь открытия у нас того, что называется педагогической областью» – отмечал в 1896 г. его современник и биограф М. Л. Песковский.
Литература
Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский. – Санкт-Петербург. : Типография М. М. Стасюлевича, 1881. – 65 с. : портр. грав. Ахметшин, Ш. К. Ум. Честь. Красота. Смольный институт благородных девиц. – Санкт-Петербург : Славия, 2008. – 599 c. : ил. Демков, М. И. История русской педагогии. – Ревель : [журн.] "Гимназия", 1895-1909. – Ч. 3 : Новая русская педагогия. (XIX век). – Москва : изд. авт., 1909. – VIII, 532 с. Ушинский, К. Д. Собрание педагогических сочинений. – Петроград : Типография М. Меркушева, 1916. – Т. 1. – 1916. – IV, 584 c. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. – Санкт-Петербург: Типография Ф. С. Сущинского, 1868. – Т. 1. – 1868. – 562 c. Ушинский, К. Д. Собрание педагогических сочинений / К. Д. Ушинский. – Санкт-Петербург : Типография А. М. Котомина, 1875. – 624 с. Люстрицкий, В. Ф. Очерк деятельности Константина Дмитриевича Ушинского и его взгляд на общественное воспитание. – Казань : Типо-литография В. М. Ключникова, 1882. – 43 с. Лай, В. А. Экспериментальная дидактика. – Санкт-Петербург : Н. П. Карбасников, 1910. – XXIV, 460, [4] с. Ермилов, В. Е. Идеалы воспитания: К. Д. Ушинский / В. Ермилов. – Москва: Товарищество И. Д. Сытина, 1906. – 28 c. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. – Санкт-Петербург : Типография т-ва "Обществ. польза", 1896. – [8], 212 с., 4 л. ил.
Последние новости
Консультации по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года будут доступны горячая линия и консультации.
Диспансеризация в Нижнекамске: результаты и планы
В администрации города обсуждаются важные вопросы здоровья населения.
Открытие Международного фестиваля «Восточный базар в Казани»
Фестиваль объединяет более 50 национальных культур из разных стран и регионов
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией