В Казани в профмастерстве состязались учителя на пенсии
В столице Татарстана прошел городской этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в номинации «Ветеран-педагог».
Урок дают ветераны. В Казани в профмастерстве состязались учителя на пенсии
В столице Татарстана прошел городской этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в номинации «Ветеран-педагог». Казань единственная в стране, включившая в главное педагогическое состязание вышедших на пенсию учителей. Уникальная номинация появилась восемь лет назад по инициативе Татарстанской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования. С тех пор педагоги, которые и на заслуженном отдыхе сохраняют любовь к профессии, раз в год с удовольствием возвращаются в школьные классы.
На этот раз конкурс принимала казанская средняя школа №24. Участниками стали семь неработающих педагогов – по одному от каждого района города. У конкурсанток за плечами от 27 до 45 лет педагогического стажа. Возраст тоже солидный – большинство разменяли седьмой десяток. Но испытания проходили без оглядки на годы. Педагоги-ветераны записывали медиа-визитки, давали 20-минутные открытые уроки, демонстрировали свои таланты и рассказывали об увлечениях во время творческой мастерской.
Семь педагогов, семь ярких личностей… они и на пенсии шагают в ногу со временем, продолжают мечтать, учиться, творить.
Так совпало, что среди бывших педагогов – участниц конкурса – сразу две поэтессы. Например, Марина Черемисова – автор 9 поэтических сборников, дипломант республиканского литературно-художественного фестиваля «Хрустальное озеро». Много стихов она посвятила своим ученикам, любимой школе №12, где двадцать лет работала учителем начальных классов. Ее перу принадлежит «Гимн учителя», в который педагог вложила всю свою любовь к ученикам:
«И пока в унисон наши чувства,
а работа подобна искусству,
и покуда сердца наши бьются,
не сбегут от нас, не отвернутся
те, для кого мы на свете живем,
любим кого, бережем».
Марина Владимировна признается, что не сразу поняла свое истинное призвание. «Кем я только не работала, прежде чем пришла в школу учить детей, а ведь нужно было просто обратить внимание на знаки судьбы, – говорит она. – Дело в том, что мой дедушка со стороны отца был учителем в сельской школе. В первые дни Великой Отечественной войны он ушел на фронт и без вести пропал. Видимо не могло быть иначе, я обязательно должна была заменить его».
Любовь к поэзии и детям также тесно переплелись в жизни учителя русского языка и литературы средней школы №24 Надежды Терентьевой. Многие годы Надежда Григорьевна руководила школьным литературным клубом «Поэтические россыпи», учила ребят слышать поэзию, любить литературу. Для вдохновения проводила творческие встречи с известными поэтами и писателями республики: Наилей Ахуновой, Борисом Вайнером, Фоатом Галимуллиным.
«Пробовать перо можно и нужно всем, в любом возрасте, ведь готовых поэтов и писателей не бывает», – уверена она.
Большим артистическим талантом членов жюри конкурса покорили педагоги-ветераны из Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани. Когда во время творческой мастерской Альфия Штукина, представляющая школу №119, прочла монолог Агафьи Тихоновны из пьесы Гоголя «Женитьба», зал утонул в овациях.
Позже учитель обществознания Альфия Галимардановна рассказала, что театр – это ее вторая страсть после педагогики. В детстве из-за болезни не удалось сыграть в постановке драмкружка роль маленькой разбойницы из сказки «Снежная королева», но желание попробовать себя на сцене только усилилось. Так детская мечта превратилась во взрослое увлечение. Альфия Галимардановна участвовала в любительских спектаклях, потом начала ставить их сама.
– Работа в школе – это ведь не только уроки, но и внеклассная деятельность, – поясняет педагог. – Мне нравилось дарить своим ученикам праздник, многие до сих пор вспоминают наши яркие мероприятия.
Сейчас весь свой артистизм Альфия Штукина дарит внукам, их у нее трое. Они вместе ставят сценки в семейном кругу, инсценируют прочитанные книги.
А еще Альфия Галимардановна взяла на себя роль наставника, встречается с молодыми учителями родной школы, делится опытом, мудрыми мыслями. Одна из них такая: «Меняются времена, меняются методы преподавания, но главная цель педагога остается прежней – воспитать яркую, целеустремленную личность, способную широко мыслить и принимать самостоятельные решения».
Бывший педагог дополнительного образования Валентина Голикова говорит про себя: «Я актриса различных ролей, но главная моя цель – любить всех детей». Валентина Константиновна окончила казанский институт культуры, а жизнь посвятила работе в детских театральных коллективах. Ее главное детище – театр «Маскарад», созданный в средней школе №103. Со своими подопечными педагог поставила десятки спектаклей: от наивной русской сказки «По щучьему веленью» до трагической постановки о девочке-блокаднице Тани Савичевой.
Валентина Голикова убеждена, что театр непременно должен быть во всех общеобразовательных учреждениях. «Каждый ребенок уникален, нужно лишь помочь ему найти свой путь, преодолеть страхи, поверить в себя. А театральный коллектив для этого подходит лучше всего», – говорит она. И тут же с улыбкой приводит пример того, как учителя начинают другими глазами смотреть на своих учеников-актеров. «У педагога никогда не поднимется рука поставить двойку тому, кто только вчера блистал на сцене в роли царя!».
Единственным математиком среди участниц конкурса была Людмила Большакова – учитель гимназии №90, кандидат педагогических наук. Людмила Геннадьевна рассказывает: «всегда мечтала, чтобы мои ученики любили математику также, как люблю ее я». И нужно отдать должное, делала для этого все возможное. Часто проводила нестандартные уроки. Например, чтобы решить уравнение, ученики придумывали сказки, а математические диктанты писали под запись на грампластинках.
Педагог поделилась трогательной историей. Однажды, завуч зашла к ней в кабинет и объявила ученикам 5 класса об изменении расписания: «Завтра вместо урока музыки будет математика». Дети восторженно закричали «ура» и это был один из приятнейших моментов в ее педагогической карьере.
Самые опытные педагоги на конкурсе в этом году – учителя русского языка и литературы Гульнара Джафарова и Эльза Бариева. Они посвятили педагогике больше сорока лет. Гульнара Робертовна всю жизнь проработала в школе №99. Была и пионерской вожатой, и заместителем директора по воспитательной работе, и руководителем школьного музея. Ее педагогическое кредо «Быть всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди».
Эльза Абдуловна образно сравнила свою педагогическую карьеру с партией в шахматы: «Работа в школе – это размышления и ходы. Я продумывала сложные комбинации, чтобы достичь цели, научила своих ребят ставить шах безграмотности и мат – сложным заданиям ЕГЭ. В свои 70 лет я дошла до края шахматной доски и превратилась в королеву – наставника школы №8. Так что моя шахматная партия еще не окончена».
Кто из великолепной семерки педагогов-ветеранов будет победителем, станет известно в марте. По традиции церемония чествования участников конкурса «Учитель года города Казани» пройдет в Казанской ратуше. А пока все без исключения получили заслуженные аплодисменты и двухдневный отдых в санатории «Ливадия-Татарстан» в подарок от республиканской организации профсоюза.
Елена Галяветдинова, фото автора
Последние новости
Как защититься от оспы обезьян
Советы специалистов по предотвращению заражения оспой обезьян.
Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года жители смогут обратиться за консультацией.
Новые инициативы по улучшению здоровья населения
Государство запускает программы для повышения уровня жизни граждан.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку