​Татарский театр. Начинаем учить свободе!

Журналист Айрат Бик-Булатов продолжает цикл, приуроченный к 100-летию казанского театрального училища.

Журналист Айрат Бик-Булатов продолжает цикл, приуроченный к 100-летию казанского театрального училища.

Легендарная уже фигура в татарском театре – Ильдар Зиннурович Хайруллин! Народный артист Татарстана, заслуженный – России, один из самых востребованных актёров Татарского академического театра им. Г. Камала, режиссёр и педагог. В театральном училище он преподаёт без малого 47 лет, долго работал там в тандеме с великим режиссёром Марселем Хакимовичем Салимжановым. На его глазах и с его участием происходило формирование личностное, профессиональное многих поколений актёров и режиссёров татарского театра (включая, например, и нынешнего главрежа театра Г. Камала, знаменитого Фарида Бикчантаева).

У Ильдара Хайруллина за татарский театр душа болит, об этом он много и ярко рассказывал в своих прежних интервью. Но нынче мы встречаемся с ним не ради интервью. Мы едем в автобусе в Буинск (а потом ещё заедем в Апастово) с ним и его очередной (какой уже по счёту?) группой студентов. Ребята 18-19 лет будут показывать на зрителей свой первый спектакль. И вот, памятуя о всей творческой биографии их мастера, Ильдара Хайруллина, понимаешь вдруг: а ведь эти-то молоденькие – и есть будущее татарского национального театра! Про русские студенческие группы, с которыми мне тоже довелось поездить, так не думалось: все они разлетятся по театрам России, ищи свищи! Сами-то будут помнить, а вот зрители и знать не будут, что тот или другой актёр – казанские выпускники. Татары же – другое дело! Если только останутся в профессии, то скорее всего здесь (ну или в городах, где ещё есть татарские театры, например, в Уфе или Оренбурге), и они-то и станут однажды лицом нации, новым поколением татарского театра.

Пока что просто молодые и задорные ребята, и мастер с ними балагурит. Проезжаем мимо озера Лебяжье, когда-то здесь у дороги стоял знаменитый среди казанцев, а позже сгоревший ресторан «Нарат».

– Ильдар-абый, а здесь снимали «Мырау батыра»? – спросил вдруг один из студентов.

– Здесь-здесь!

«Мырау батыр» – первый татарский телевизионный мюзикл (вышел в конце 1980-х), в нём Ильдар Хайруллин сыграл главную роль, до сих пор ещё многие татарстанцы помнят его по этой роли, и величают «мыраубатыром». Мой тогда ещё студент по журфаку Казанского университета Салават Юсупов, писавший несколько лет назад мемориальный материал об этом фильме, назвал статью хлёстко: «Телемюзикл «Мырау Батыр» как незамеченная психоделическая революция в ТАССР». Думаю, сами создатели фильма и не подозревали, что их так обзовут.

Да вообще трудно прозревать будущее! Вот смотрю я на этих студентов сегодняшних из Казанского театрального училища. Едут на свои первые гастроли весёлые, молодые, красивые ребята, которые, возможно, «будущее татарского театра», но разве же его угадаешь? Пока только хочется их как-то… поберечь что ли? Чтобы это будущее наступило. Но за него ещё, за это будущее, побороться придётся. Прочитал я тут, готовясь к поездке, интервью Ильдара Хайруллина двухгодичной давности для проекта sntat.ru, нынешняя его подопечная группа училась тогда на втором курсе, сейчас уже они четверокурсники, выпускники. Вот что говорил тогда о своих студентах Ильдар Зиннурович:

– Трое детей из четырнадцати не умеют говорить по-татарски. И только примерно пятеро из них могут быстро читать на татарском языке. <…> Незнание языка — это катастрофическая ситуация. Даже если человек говорит на татарском языке, есть еще такое понятие, как словарный запас. Они разговаривают на каком-то примитивном языке: «Здравствуйте, хочу есть, я иду в кино…». Я учу студентов доносить свою мысль до собеседника, строить диалог — этому еще можно научить. Но для построения диалога нужен активный словарный запас. А откуда приходит запас? Через чтение книг! Приходиться заставлять читать. <…> Я даю им читать произведения Амирхана Еники. Национальный курс, поэтому читаем Галиаскара Камала, Карима Тинчурина, Тази Гиззата. А еще есть Фатых Амирхан. Там жизнь татар изображается по-иному. Дети читают с удовольствием.


И всё-таки видно, даже по приведённому отрывку, что студенты этот путь от: «заставляю читать », до: « дети читают с удовольствием » – проходят. О том же говорил мне когда-то в интервью другой Народный артист Татарстана Вадим Кешнер, многолетний руководитель русских актёрских групп: «Приходят – не могут Есенина от Пушкина отличить, ничего не знают! Но потом – ничего, выучиваются!» Из собственной педагогической практики на журфаке помню студента, написавшего в сочинении: «Базаров – герой романа Ф. Достоевского «Герой нашего времени»…». И ничего, потом тоже выучился!

Всё-таки всё зависит от человека, от характера. С тем же татарским языком – и в прежние годы была такая проблема. Фарид Бикчантаев, главный режиссёр театра им. Галиаскара Камала, председатель Союза театральных деятелей Татарстана признавался, что к моменту поступления в театральное училище татарского почти не знал, обрусел, хотел поступать на русское отделение, мама тогда с ним поговорила серьёзно: «Ты – татарин, и мы всю жизнь проработали в татарском театре, учиться будешь на татарском», к экзамену кое-как подготовился он на татарском, а потом уже выучил язык. Так что, конечно, зависит от человека.

Ильдар Хайруллин вспомнил ещё такой случай из своей преподавательской практики: однажды случилось такое, что перед последним годом обучения студент, на которого делали ставку в будущем выпускном спектакле для всего набранного курса, неожиданно отчислился, и положение казалось безвыходным. Но вдруг вызвался сыграть другой парень, который до этого казался такой серой мышкой и никак себя не проявлял. Делать было нечего, и Ильдар Зиннурович сказал: «Ну давай, пробуй». И вдруг раскрылся талант! На показе спектакля Марсель Хакимович Салимжанов спросил у Хайруллина: «Что ты с ним сделал? Он же у тебя заиграл!» Потом оказалось, что настойчивый парень репетировал ночами, охранники передали, что он оставался допоздна в училище и штудировал роль! Сейчас Махмуд Фатыхов довольно известный актёр в уфимском театре «Нур».

– Ну кто же так гримируется? У вас лица получаются восковые, кукольные. Какой-то парфюмерный грим, а не театральный! Знаете, как Рафкат Бикчантаев гримировался (*Р.А. Бикчантаев, отец Фарида Бикчантаева, знаменитый актёр – А.Б.)? Макал в грим пальцы всей пятернёй, и потом на себя… Получался такой пятнистый весь, а свет прожекторов эти пятна съедал и выходил самый лучший грим, получалось живое лицо!

Это мы уже в Буинске. Ребята готовятся к спектаклю. Ильдар Халиуллин подзывает студента – Камиля Сайфуллина – и сам гримирует его, ставит те самые пятна. Сегодня Камиль будет играть главную роль, а завтра ему только-только исполнится 19 лет. В автобусе мы говорили с ним, парень родом из деревни Урняк, Арского района, мечтает когда-нибудь поставить «Фауста», ни много ни мало, и сам сыграть в нём.

Но пока что он будет играть в спектакле «Студенты» по мотивам пьесы Наиля Гаетбаева, современного башкирского драматурга. Эксцентрическая комедия, которую ставят сейчас в национальных театрах (есть, например, постановки по ней в Уфимском и Альметьевском театре). Пьеса может показаться незамысловатой по сюжету, но Ильдар Хайруллин объясняет свой выбор:

– Дипломные спектакли надо смотреть не с точки зрения спектаклей, как таковых, а с той, как в нём проявились, раскрылись студенты-актёры. И комедии – это как раз такой материал, где различные дарования студентов открываются и видны во всей полноте. Есть у нас для выпускных показов и другой, серьёзный спектакль, русская классика, мы выбрали пьесу «Дети Ванюшина» Найдёнова, прочитав эту пьесу Горький решил писать своих «Мещан». Но сейчас, для первых выходов на публику я выбрал «Студентов».Если в трагедиях и в драмах – актёр весь собирается, весь как бы внутри, иногда играет одними глазами, то в комедиях, напротив, раскрывается, и становится понятно, чему он научился за всё время.

Комедию «Студенты» татарская группа актёрского мастерства показывает в двух составах. Спектакль сделали музыкальным, с песнями и танцами, местами напоминающим мюзикл, может тут и «мыраубатырное» прошлое Ильдара Хайруллина повлияло. Но вообще, в татарском театре музыка, песни, танцы всегда играли важную роль, вспомним великий тандем Карима Тинчурина и Салиха Сайдашева, создававших татарскую национальную музыкальную драму как целый отдельный вид театра. Ильдар Хайруллин сейчас считается одним из хранителей и продолжателей классической татарской театральной школы, кому-то его подход может показаться даже несколько консервативным, но он старается его держаться.

– Многие сейчас увлечены поиском новых форм, но ведь сначала нужно знать основы! Ведь и Сальвадор Дали, знаменитый художник, прежде, чем начать свои эксперименты, много лет посвятил изучению академического рисунка. В театре часто можно видеть: спектакль весь напичкан какими-то трюками, а внутри-то нет ничего, а режиссёр потом оправдывается: «Я ищу новую форму», или вот те же выпускные спектакли, видел я один такой несколько лет назад: находок много, интересно, зрители «на ура» принимают, а я вышел и думаю: чью бы игру я мог выделить? Какого студента? Кто мне запомнился? И никого не могу назвать…

Четыре года в училище – это такой сложный путь. Кто-то выдерживает его до конца. А кто-то ломается, по разным причинам. Вот был у нас мальчик, актёр, и студентом взяли его на спектакль во взрослый театр, казалось бы, такой прорыв! Но что-то у него там надломилось после этого, крыша поехала, учиться перестал! А у меня-то на нём в училище спектакль держался. Ну ничего, я, конечно, вышел из положения, и роль старика в этом спектакле мы передали девушке… Такое нередко бывает в театре, что роль играет артист другого пола. Я помню, как мы однажды смотрели в Швеции спектакль по Шекспиру, так там Джульетту играл парень! Хороший был спектакль!

А иной раз вот смотришь, тоже «Ромео и Джульетта», наша местная, и там, после того, как все умерли, буквально через минуту – начинает играть музыка, такой рок-н-ролл, и все встают, танцуют! Погодите-погодите! А что это тогда я сейчас всё смотрел? Чему сопереживал, если они тут же вскочили? Тоже что ли новая форма?

– А тот парень-Джульетта не вызывал у вас похожих негативных чувств?

– Нет! Я прекрасно понимал, что он играет, зачем, в чём был режиссёрский замысел… Я до сих пор помню этот спектакль!

Между тем, мы уже в зале Буинского театра. Сижу. Наблюдаю репетицию. Выхватываю отдельные фразы: «Не слушай ни тётю Маню, ни дядю Ваню, слушай режиссёра»; «На сцену нужно входить лучезарно», «чувствуй зал, работай с залом… когда ты произносишь текст – главное посыл, тогда тебя будет слышно». Студентам достаются разные площадки. Например, в Буинске – это профессиональный зал местного театра. А в Апастово – Дом Культуры, хорошо отделанный зал, но с ужасной акустикой, ребятам пришлось сменить тембр и почти кричать. В Буинске сцена небольшая, а в Апастово – растянутая. Сам Ильдар Зиннурович больше любит как раз маленькие, камерные сцены. И желал бы, чтобы в новом строящемся здании театра Камала, сцена была не такая большая.

Разная и публика: в Буинске школьники 13 лет заполнили зал, но из них много театральных детей, посещающих местную студию. Они и смотрели хорошо! Неожиданно хорошо, а телефонами если и пользовались, то не для игр, а для фоток: «О, сегодня он будет у меня на аватарке!» – победоносно возгласил один из школьников, старательно приноравливавшийся, чтобы сфотографировать мизансцену. Вообще-то, это, конечно, тоже нехорошо, но уж лучше, чем игры!

А в Апастово были и дети, но были и ребята постарше, студенты колледжа… Смотрю, а Айзат, один из актёров училищной труппы, играет свою роль по-другому, чем накануне, несколько развязнее, «по-пацански», потом он мне пояснил: «Не знаю, хорошо ли я сделал, но вижу публика другая, и я подумал что тот «Мурат», каким я его показывал в Буинске, более что ли добродушный и дружелюбный, здесь не «прокатит», ну и постарался немножко изменить его под сегодняшнюю публику». Ищут ребята, так и начинается профессиональное актёрство! В Апастово внимание многих зрителей было приковано ещё к Ильвине Самигуллиной – своя, уроженка Апастовского района! На спектакль родня пришла, а после угощали нас домашними пирогами. Как-то вот это чувство родины, даже: малой родины, дома, семьи и шире: театра, как представителя своего народа – чувствовалось мне в этих, казалось бы всего лишь студенческих гастролях татарской группы театрального училища. Это настроение заставило меня и очерк этот наполнить такими вот рассуждениями о судьбе татарского национального театра, которая продолжается, подхватывается сейчас вот этим молодым поколением.

Не все из них останутся в театре. И это отдельная тревога и переживание педагога Ильдара Хайруллина. 47 лет он уже в училище, и помнит годы, когда из 18 окончивших КТУ, 17 потом шли работать в театр. Сейчас времена другие, и больше половины обычно переходят в другие сферы или в лучшем случае, совмещают: зарплаты-то маленькие в театрах зачастую. Нынешние выпускники вон тоже, отвечая на вопрос о своих планах, говорили часто мне: «Тяжёлый вопрос». Как раз в эти дни и месяцы они много думают, размышляют о своей будущей судьбе. Но все они всё-таки носители и хранители этого знания, представители казанской татарской театральной школы, выпускники училища, нынче отмечающего своё уже 100-летие.

– Да, не все наши выпускники станут актёрами и режиссёрами. Но, например, кто-то из них пойдёт заведующим труппы или директором театра, или завлитом, и хорошо, если это будет человек любящий и понимающий театр, и тогда это тоже принесёт большую пользу, – считает Ильдар Зиннурович, и прав, конечно, совершенно. В Буинске ещё после спектакля студенты училища давали мастер-класс для детишек из театральной студии и актёров Буинского театра. Например, одно из заданий было – пройти по кругу походкой Шурале. Разбирая потом работу своих подопечных, Народный артист Ильдар Хайруллин обратил внимание ребят, на то, что во время этого хождения кругом ребята не смотрели в зал, на зрителей, как будто их не было, смотрели же только в центр своего внутреннего круга. «Ни на секунду не забывать о зрителе», – таков был завет студентам от мастера.

А перед этими практическими заданиями, проводить которые Ильдар Зиннурович доверил своим студентам, толкнул он самолично небольшую речь для собравшихся актёров из Буинского драмтеатра. Совсем особенный этот театр, нынче Государственный, а выросший из Народного (то есть труппа прежде состояла из актёров-любителей). Театр – во многом детище его руководителя, неутомимого Раиля Садриева, превратившего театр в такое место силы для всего Буинского района, организовывающего мощные фестивали, активно взаимодействующего и с бизнесом, и с разными общественными силами, и простыми горожанами, настоящего патриота своего края. Но особенность театра в том, что до сих пор ещё в нём до 70% актеров без профессионального театрального образования (при этом сами по себе – большие профессионалы, и есть у театра большие планы и по приглашению педагогов в стены самого театра).

Конечно, это другой путь, и он возможен, и хорошо, когда есть разные дороги. И сам Буинский театр сейчас зовёт к себе выпускников КТУ, ждёт их с распростёртыми объятьями. Но вот нынешняя его такая специфика стала дополнительным поводом Ильдару Хайруллину, выступая перед буинской труппой, всё же подчеркнуть значение театральной школы и того образовательного учреждения, которое он представляет (раз уж тут собраны актёры, многие из которых не проходили такого обучения).

– Театр – это не просто выйти и проговорит свои реплики. Театр – передача энергии, чувств, эмоций. И это не делается за один день. Это даётся образованием. И не получится просто так выйти на сцену и заплакать без подготовки. Настоящий актёр должен пре6жде всего поверить в то, что он делает, и если он будет плакать или смеяться, он будет делать это по-настоящему. Даже просто тому, чтобы выйти на сцену и сказать «исэнмесез» нужно учиться, и мы посвящаем этому чуть ли не весь наш первый курс.

Первое, чему мы учим – это свободе! Свободе физической и внутренней. Раскрепощению. Способности выйти на сцену! При этом волнение – никуда не девается, более того, оно обязательно! Я как-то заметил перед спектаклем великого Шауката Биктемирова. Видно было, что он нервничает перед выходом на сцену. «Как! И вы волнуетесь?» «Всегда! Все эти годы, я без этого не могу!».

«Второе важное – это вера в то, что ты делаешь! И каждое слово: я должен понимать, ради чего я это говорю! Приходит время такое в обучении – когда рождается слово, появляются этюды. Постепенно раскрываются индивидуальности студентов. На третьем курсе только мы начинаем искать материал для будущего спектакля…».

На самом деле, уже за этот классический подход обучения приходится сейчас выдерживать бои. Меняются учебные планы, сокращаются часы на сценодвижение и другие предметы. Я вспоминаю, как в 2019 году, на организованный театром Камала фестиваль студенческих спектаклей "Nauruz school" коллектив Уфимского института культуры привёз спектакль первокурсников «Акбузат», хотя и сами педагоги признавали, что на первом курсе рано делать спектакли, но оправдывали это как раз сокращением часов в официально утверждённых Москвой планах… Большой этот разговор о характере нынешнего стандарта обучения актёров приходится пока оставить за скобками этого очерка. Всё-таки то, что в Казани усилиями таких людей, как Ильдар Хайруллин сохраняется основа классической театральной школы – это очень важно!

Я не назову себя большим специалистом по татарской театральной школе, я и не театровед со специальным образованием, а только журналист-общественник, со вниманием следящий и за театром, в особенности размышляя над его общественной и культурной миссией, ведь не зря же сказал Туфан Миннулин (эту фразу тоже привёл Ильдар абый): «Если в городе нет театра, то это не город, а населённый пункт!». И вот с этой культурно-общественной стороны я чаще всего и подхожу, и оцениваю театральный процесс. И конечно, судьба татарского театра – волнует меня, ибо в нём отражается и судьба народа. Всматриваясь сейчас в этих студентов, и их педагогов, пытаюсь я, кроме прочего понять, чего нам ждать в будущем, какого театра?

И вот в этой, приведённой выше длинной тираде Ильдара Хайруллина цепанула меня одна фраза: «Мы начинаем с того, что учим наших ребят свободе». А потом я вспомнил, что очень похоже назывался документальный фильм о Фариде Бикчантаеве, одном из знаменитых выпускников Казанского училища прошлых лет, ныне главном режиссёре и художественном руководителе ТГАТ им.Г.Камала. Тот фильм назывался: «В поисках свободы!».

«Хороший вектор, – подумал я,– хороший для татарского национального театра: вектор свободы! И как он рифмуется с этой молодостью, с этим студенчеством! И если уж нынешняя поездка в Буинск и Апастово с четверокурсниками татарской группы КТУ и их мастером привела меня к этой мысли о свободе, свободе творческих поисков, самовыражения и высказывания, то значит, жив ещё наш театр! И этой жизни, долгой и полнокровной я ему и желаю!


Айрат Бик-Булатов.

Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Торжке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *