«Отрасли нужны профессионалы»: на сессии ККИ обсудили проект ФГОС «Кооперативное дело»
Кооперативные вузы должны готовить специалистов кооперации на основе соответствующего федерального стандарта – об этом было заявлено на панельной сессии,
Кооперативные вузы должны готовить специалистов кооперации на основе соответствующего федерального стандарта – об этом было заявлено на панельной сессии, организованной 19 сентября Казанским кооперативным институтом РУК в рамках деловой программы форума «Хлеб, ты мир». Участники дискуссии поддержали инициативу ККИ РУК и Корпорации МСП по внедрению данного ФГОС, проект которого вошел в итоговую резолюцию мероприятия.
Напомним, с 19 по 22 сентября 2019 года Центросоюз Российской Федерации и администрация Калужской области при поддержке Правительства Российской Федерации проводит Международный форум предприятий и организаций потребительской кооперации «Хлеб, ты - мир» на базе этнографического парка-музея «Этномир». В мероприятии принимает активное участие делегация Казанского кооперативного института РУК – руководство вуза, преподавали, студенты задействованы в различных направлениях данного масштабного мероприятия.
Деловая повестка форума стартовала 19 сентября 2019 г. пленарным заседанием «Кооперация: Время решений» с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций: Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Гордеев, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Лут, статс-секретарь-заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, председатель Совета Центросоюза Российской Федерации Дмитрий Зубов и др. Главными темами пленарного заседания стали определение стратегических задач и основных направлений деятельности организаций потребительской кооперации и повышении роли кооперации в устойчивом развитии сельских территорий.
Также 19 сентября 2019 года состоялась панельная сессия «Образовательная среда для развития кооперации: инновационный подход», организованная Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации при поддержке Центросоюза России и Корпорации МСП. Модераторами сессии выступили ректор Казанского кооперативного института Алсу Набиева и руководитель Дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации АО «Корпорация «МСП» Елена Дубинчук.
Главными темами сессии ККИ РУК стали обеспечение организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных кооперативов квалифицированными кадрами. Спикеры, в числе которых – руководители министерств и ведомств, отраслевых ассоциаций, образовательных организаций кооперативной отрасли - обсудили формирование единой компетентной системы информационно-консультационной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов, а также создание и внедрение единого федерального образовательного стандарта «Кооперативное дело».
«Для меня как ректора кооперативного вуза очень важно, чтобы в ближайшее время в классификаторе программ высшего и среднего профессионального образования появилась бы специальность «Кооперативное дело», - подчеркнула, давая старт дискусии, Алсу Набиева, призвав участников озвучить в ходе сессии те компетенции, которые необходимо закладывать при подготовке кооператоров в условиях современной образовательной среды.
Начальник департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ Рената Бибарсова далее сообщила, что на сессии по господдержке малых форм хозяйствования на селе, предварившей дискуссию ККИ по образовательным вопросам, самими кооператорами как раз поднималась проблема нехватки квалифицированных кадров. По словам Бибарсовой, отсутствуют образовательные программы, необходимые для подготовки профессиональных кооператоров. «Мы считаем, что разработка соответствующего ФГОСа крайне необходима. Сейчас существует множество программ обучающих - совместно с проф.сообществом мы проведем их анализ, выявим те, которые могут быть применимы для кооперации или ей вообще не соответствуют. Отрасли нужны профессионалы, которые знают, зачем они туда пришли, и как будут действовать», - подчеркнула представитель Минсельхоза России.
"Современное село – это уникальная кладезь традиций, истории и культуры нации, базис продовольственной безопасности страны. Именно кооперация является эффективным, исторически проверенным инструментом повышения экономической активности сельчан", - продолжила обоснование нового проекта Алсу Набиева.
Закономерно, что два нацпроекта «майских указов» президента РФ Владимира Путина - «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - делают ставку на кооперацию как социальное и экономическое понятие во всем его многогранном проявлении.
С одной стороны, на развитие кооперации сегодня выделяются значительные средства, напомнила модератор. Так, общий 5-летний бюджет федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (одного из 12 НП в рамках «майских указов-2018» Президента РФ Владимира Путина – ред.) составляет 37,4 млрд. рублей. Республика Татарстан, будучи лидирующим, экономически развитым регионом, получит 888,6 млн рублей в 2019–2021 годах на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации, из них 339,26 млн рублей - в 2019 году. И это не считая 2 млрд.рублей, которыми ежегодно поддерживают сельское хозяйство на уровне республики.
Кооператорам есть где приложить компетенции - предприятия потребительской кооперации системы Центросоюза России обеспечивают работой около 200 тыс. человек по всей стране. Кроме того, отрасль обеспечена мощной образовательной системой - профессиональное кооперативное образование представлено практически во всех регионах страны и осуществляется базовыми высшими учебными заведениями потребкооперации. В систему кооперативного образования входят три университета с филиалами, в числе которых - Российский университет кооперации: один из старейших и крупнейших вузов России, осуществляющий учебно-научную деятельность на протяжении уже более 100 лет, а также 40 техникумов и колледжей.
Тем не менее – парадоксально, но факт - отсутствует единый федеральный государственный образовательный стандарт, который позволил бы выпускать квалифицированных специалистов в этой сфере - кооперативных управленцев, мотивированных на создание и эффективное развитие кооперативного предприятия, подготовленных в соответствии с запросами экономики нового времени.
«При разработке ФГОС «Кооперативное дело» мы изучали опыт других государств, и нам очень понравился вариант Турецкой Республики. Здесь в университете действует кооперативный факультет, образовательный стандарт при этом включает модули по всем существующим видам кооперации в данной стране», - сообщила Набиева, отметив, что это возможно взять на вооружение и в нашей стране, согласно сложившейся у нас структуре кооперативной отрасли. Другой вариант, по словам спикера – в рамках объединенной группы компетенций развивать специализацию «Кооперативное дело». «Так или иначе, компетенции кооператоров необходимо разрабатывать по реальным запросам», - подчеркнула Набиева, и обратилась к практикам кооперативного строительства. (К таковым правомерно отнести и сам ККИ РУК – при поддержке института в Татарстане в период 2018-2019 годы создано 53 сельхозкооператива, многие из которых уже успешно получили гранты на развитие, учрежден ревизионный союз СПК «КоопСоюз» и т.д. – ред.)
«Сегодня кооператив создается по инициативе одного хорошо работающего бизнеса, и затем наполняем его содержанием, - рассказал замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ришат Хабипов. - Мы ставим задачу, и ККИ в этом нам помогает. Обучаем бухгалтеров, исполнительных директоров». По словам Хабипова, люди просят «нормальную, актуальную систему обучения», и только общими усилиями этого можно достичь.
Сельские территории могут и должны развиваться, прежде всего, за счет малых форм хозяйствования, подчеркнул председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. В Татарстане МФХ производят свыше 53% валовой сельхозпродукции, напомнил спикер. «Как только государство обратило внимание на необходимость создания инфраструктуры кооперативной отрасли, встал вопрос подготовки соответствующих кадров – прежде всего, руководителей кооперативов всех видов», - отметил глава фермерской ассоциации.
Андрей Морозов, президент РСО «Агроконтроль», отметил глубину и проработанность проекта ФГОС «Кооперативное дело», предложенного ККИ РУК. Спикер сравнил сегодняшнюю ситуацию в отрасли с периодом борьбы с безграмотностью эпохи ранних Советов. «Барьер наработки компетенций был тогда преодолен достаточно быстро. Сегодняшняя пропасть в сфере кооперации – ничуть не меньше. Профессиональный российский кооператор принципиально отличается от американского и европейского фермера тем, что он не понимает, как и зачем работать в кооперативе!», - обнажал остроту проблемы Морозов. По его словам, руководитель кооператива – это человек со специфическими ментальными способностями, который понимает сразу во всем, как руководитель бизнеса – но при этом этот бизнес для себя не создает. «Как правило, у нас люди с такими компетенциями открывают свой бизнес, а не кооператив. Мало кто может эти способности применить в рамках кооператива», - сетовал эксперт. Морозов также отметил, что соответствующие компетенции необходимы не только и не столько руководителям, сколько членам кооператива.
«На вопрос, чего сегодня не хватает выпускникам кооперации, я отвечу однозначно – практики», - подчеркнул ректор российского университета кооперации Артур Максаев. – Наша задача - чтобы студент среднего профессионального, высшего кооперативного образования смог донести полученные компетенции до своего рабочего места». Ректор РУК призвал брать в этом пример с Татарстана, где сельская молодежь возвращается после вуза на родину.
В числе главных проблем кооператоров, решению которых мог бы послужить соответствующий образовательный стандарт – правовая неграмотность, убежден советник Председателя Центросоюза по науке и образованию Александр Суглобов. «Я рекомендую открывать не бакалавриат, а специалитет («Кооперативное дело) – это позволит создавать законченных специалистов», - отметил Суглобов.
Эти и другие предложения спикеров панельной сессии ККИ РУК «Образовательная среда для развития кооперации: инновационный подход» вошли в итоговую резолюцию, в соответствии с которой решено в целом одобрить проект «дорожной карты» ФГОС «Кооперативное дело» и направить соответствующие предложения в профильные министерства и ведомства.
«Для нас как главного института развития малого бизнеса в стране очень важно стабильное развитие кооперативного движения, так как оно создает устойчивость и конкурентоспособсность малых форм хозяйствования. Поэтому мы будем всячески поддерживать и сопровождать такие инициативы, как федеральный образовательный стандарт «Кооперативное дело», - подчеркнула по итогам сессии Елена Дубинчук, руководитель Дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации АО «Корпорация «МСП».
В свою очередь, ректор РУК Артур Максаев заявил, что для него было принципиальным поддержать участием данную дискуссию. “Российский университет кооперации уже более ста лет является кузницей кадров страны – не только в сфере кооперативного дела. К сожалению, пока такого стандарта нет, но я убежден, что данный ФГОС мы выработаем, и он явит собой успешную базу для реализации тех компетенций, которые мы сегодня услышали от профессионального сообщества. Кооперация сильна содружеством, и нам важно сейчас не только обрастать кадровыми партнерами, но и находить в них новых друзей, на базе которых мы будем воспитывать наших нынешних и будущих кооператоров!” – резюмировал ректор РУК.
Последние новости
Новый закон о цифровых технологиях в России
Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.
Влияние изменения климата на сельское хозяйство
Как изменение климата меняет аграрный ландшафт
Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане
Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований