«Их цель не в обучении, а в удержании учеников»: станут ли онлайн-школы «убийцами» репетиторов?

Онлайн-школы стали серьезной угрозой для репетиторов, специализирующихся на подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Как фирма из Казани заработала 750 млн на курсах по ЕГЭ и ОГЭ

Онлайн-школы стали серьезной угрозой для репетиторов, специализирующихся на  подготовке к  ЕГЭ и  ОГЭ. Три лидера продаж виртуальных курсов собрали с  российских школьников в  II  квартале 2022 года 2,3  млрд рублей. Онлайн-школы дешевле, они экономят время и  избавляют от  тотального контроля, а  уроки можно пересматривать,  защищают инновацию ученики. Все это плод раздутых рекламных кампаний, а  сами школы  — инструмент по  вытягиванию денег, спорят офлайн-репетиторы. О  том, вытеснят  ли онлайн-курсы учителей с  рынка внешкольной подготовки,  — в  материале «БИЗНЕС Online».

Онлайн-школы дешевле, экономят время и  избавляют от  тотального контроля, а  уроки можно пересматривать,  защищают инноваторов ученики Фото: «БИЗНЕС Online»

Спасибо ковиду.  Как растет выручка онлайн-школ? 

Коронавирус вызвал у  школьников  привыкание не  только к  дистанционным занятиям, но  и  к  удаленной подготовке  к  экзаменам.  Ежеквартальный  рейтинг EdTech-компаний РБК по  финансовым результатам показывает значительный рост выручки компаний, занятых в  онлайн-образовании. Вот как расположилась тройка  лидеров по  подготовке  к  ОГЭ и  ЕГЭ в  II  квартале 2022 года: 

Учи.ру. Глава компании  —  Илья Паршин . Выручка в  II  квартале 2022-го  —  810  млн рублей (850  млн в  II  квартале 2021 года).  Skysmart. Влада Каменкова .  760  млн рублей (730 млн). Умскул.  Дмитрий Данилов .  750  млн рублей (500 млн). Чем дистанционное образование  отличается он  онлайн-школ и  онлайн-курсов? 

На  первый взгляд дистанционное образование, онлайн-курсы и  онлайн-школы  — это синонимы, а  на  деле форматы обучения разные.  Занятия в  дистанционной форме предполагают опосредованное взаимодействие ученика и  учителя с  помощью гаджетов. Ученик самостоятельно занимается по  заранее подготовленной программе: смотрит записи лекций, выполняет домашние задания, задает в  чате вопросы учителю. Сейчас появилась возможность получать дистанционное образование у  разных институтов из  разных стран, а  по  окончании учебы выдается диплом. Существуют также школы, работающие по  похожему принципу: ребенок переводится на  семейное обучение, а  программу усваивает с  помощью лекций в  интернете.

Онлайн-школы  — это курсы, которые идут бонусом к  школьной  программе. Их  задача  — подготовить ученика  к  экзаменам в  9-м и  11-м классах или подтянуть его по  отдельным предметам. Они охватывают все темы экзаменов  и  стоят дешевле, чем репетиторы, один урок с  которым обходится от  800 до  1,5  тыс. рублей.

Формат онлайн-школ предполагает набор групп по  20–30 учеников на  одного куратора-преподавателя. Один курс длится около месяца. Несколько раз в  неделю преподаватель проводит вебинары, проверяет домашние задания учеников и  отвечает на  возникшие вопросы. В  группе есть технический персонал на  случай проблем с  образовательной платформой или оплатой. Задача менеджера онлайн-школы  — подписать ученика на  максимальное количество курсов. Любопытно, что при продаже курсов менеджеров учат работать с  возражениями о  выгоде репетиторов: онлайн-школы делают акцент на  том, что их  вариант подготовки удобнее и  эффективнее частных занятий. 

В  первой десятке рейтинга практически все компании увеличили квартальную выручку  в  среднем на  20–60%, а  одна школа показала рост в  83%. Любопытно, что «бронза» досталась казанской  компании  «Умскул» под руководством 25-летнего Дмитрия Данилова . Бизнес-идея зародилась у  него с  одногруппниками в  далеком 2015 году в  общежитии. Студенты решили подзаработать на  репетиторстве, готовить школьников к  экзаменам, но  со  временем круг клиентов стал расширяться. Онлайн-репетиторы сделали первый шаг к  предпринимательству  — арендовали помещение, собрали команду из  25 человек  и  начали записывать видеоуроки. В  2016-м у  них было 400 учеников. Через год фирма разместилась в  коворкинге  — тогда в  штате были 6 преподавателей. Сейчас Умскул» арендует офис в  центре Казани, на  ул  Гоголя, 3а, а  число сотрудников превысило 2 тысячи. 

«Рынок онлайн-образования был сильно перегрет в  период пандемии, когда все ринулись заниматься онлайн. А  после спада заболеваемости часть учеников начали вновь отдавать предпочтение офлайн-формату подготовки, и  это повлияло на  снижение заказов»,  — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online»  Данилов. По  его словам, уровень конкуренции среди участников рынка стабильно высокий  и  продолжит оставаться таким в  ближайшее время.

По  данным справочного сервиса «Контур.Фокус», ООО  «Умскул» по  итогам 2021 года показало  выручку в  941,1  млн  и  чистую прибыль в  345,6  млн рублей. Данилову принадлежит 60% общества, еще 25% у  кипрского офшора «Ломигор Инвестментс Лимитед», 15% у  Михаила Солдатова и  1% у  Артура Шарафиева .

Как работает онлайн-школа? 

По  формату все онлайн-школы похожи. Отличия лишь в  пиаре и  небольшой разнице  цены  обучения. Школы чуть  ли не  друг за  другом повторяют форматы подготовки к  ОГЭ и  ЕГЭ: у  всех есть план подготовки на  год, курсы в  коротких видео и  экспресс-подготовка прямо перед экзаменами.

Один месяц онлайн-курсов стоит в  среднем от  3,5  тыс. до  6  тыс. рублей, в  зависимости от  уровня подготовки. Это могут быть обычные записи уроков,  занятия с  куратором  или индивидуальное обучение. Задача куратора  — проверять домашние задания и  объяснять ошибки. Девятимесячный курс подготовки к  экзаменам обойдется в  35  тыс. рублей.

Для оплаты курса нужно зарегистрироваться на  сайте компании, где размещена основная платформа для учебы. Там  же производится оплата: картой онлайн или по  указанным реквизитам. После этого открывается доступ в  личный кабинет, где есть расписание на  месяц, видеозанятия и  домашние задания. Работы проверяются либо автоматически, если это тестовые задания, либо куратором  — письменная часть с  развернутым ответом.

Видеоуроки с  преподавателем проходят 2–3 раза в  неделю по  1,5–2 часа. Все остается в  записи до  конца учебного года.

В  Татарстане работает еще три крупные онлайн-школы, направленные на  подготовку к  ЕГЭ и  ОГЭ. Если оценивать количество участников по  сообществам с  русским языком (обязательный  предмет для сдачи), пьедестал будет выглядеть так:

«Сотка», созданная Тимуром Ибрагимовым . На  страничке школы во  «ВКонтакте»  — 51  тыс. участников. PARTA, основанная Мурадом Мурадимовым . На  главной странице во  «ВКонтакте»  — 45  тыс. подписчиков. Считается одной из  самых дешевых школ. «99 баллов». Учредитель  — Айрат Халиуллин . На  странице по  русскому языку  —  18  тыс. подписчиков.

Курсы по  ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за  бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в  самой подготовке, чем в  бесплатных материалах Фото: «БИЗНЕС Online»

«Онлайн-школа  — это семья. Создает уют на  „вебчиках“ и  заставляет полюбить то, чем вы  занимаетесь»

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online» в  среде сотрудников онлайн-школ, коллектив в  подобных образовательных организациях состоит из  студентов, вчерашних школьников. Часто в  пабликах можно увидеть объявления о  наборе  кураторов, персональных менеджеров и  менеджеров по  продажам, что говорит о  высокой кадровой текучке. Специфика работы в  том, что курсы по  ОГЭ продаются слабо, школьники приходят лишь за  бесплатными материалами. ЕГЭ разбирают активнее: выпускники зачастую более заинтересованы в  самой подготовке, чем в  бесплатных материалах. Пик продаж наступает за  месяц-два до  сдачи экзамена.

Ученики рассказали нашим корреспондентам о  своей подготовке к  экзаменам в  этом году. Выпуск 2022-го  не  сдавал ОГЭ в  9-м классе из-за пандемии, поэтому экзамены для них были в  новинку. Некоторые из  опрошенных занимались и  с  репетитором, и  в  онлайн-школах, а  некоторые только в  онлайне. В  объятия онлайн-школ их  толкают разные причины. Один собеседник сказал, что прибегнуть к  дистанционному формату пришлось из-за отказа репетитора в  подготовке. Так он  прозанимался биологией три месяца. «Если  бы я  не  ленился и  успевал все учить и  делать в  срок, то  вполне можно было  бы хорошо подготовиться к  ЕГЭ»,  — заметил он.

Другая выпускница рассказала, что репетиторы сейчас неактуальны, их  занятия дороже, чем в  школах, а  дома заниматься намного удобнее. Из  минусов она указала нехватку собственной организованности, в  то  время как репетитор это  бы контролировал. Тем не  менее  девушка убеждена, что школы выгоднее и  удобнее личных встреч. Выигрыш в  цене опровергла третья собеседница издания: ее  репетитор стоил дешевле курсов, поэтому она, не  потянув оплату онлайн, занималась в  частном порядке. «Советую попробовать оба формата. Так можно почувствовать, где удобнее, комфортнее и, самое главное, качественный материал или  нет. Потому что, как все мы  понимаем, важно не  количество, а  качество! И, конечно, ни  один репетитор, ни  одна онлайн-школа не  проделает за  вас вашу работу»,  — заключила сознательная школьница.

Онлайн-школы  — это история про бизнес, а  не  про получение знаний, убежден преподаватель. «Их  цель не  в  обучении, а  в  удержании учеников, что позволяет вытянуть из  них побольше денег» Фото: ©  Илья Наймушин, РИА «Новости»

«Их  цель не  в  обучении, а  в  вытягивании денег»

Выбирая между проверенным  временем репетитором или «молодым», но  удобным  цифровым куратором, родители детей голосуют рублем, полагает Данилов. «Найти хорошего репетитора  — сложная задача, а  онлайн-курс гораздо проще и  дешевле»,  — говорит  он. Впрочем, у  ценников репетиторов разбег большой. По  данным сервиса подбора частных преподавателей Repetitor.ru, час занятий с  учителем-студентом по  математике будет стоить от  600 рублей, а  репетитор с  многолетним стажем попросит 3  тыс. рублей.  Месяц подготовки в  онлайн-школах обойдется в  3,5  тыс. рублей за  12 занятий.  «Репетиторы не  могут вытеснить онлайн-школы, они навсегда останутся. Но  уровень доверия к  онлайн-обучению еще низкий. Думаю, что довольно продолжительное время предпочтения, скорее всего, будут отдаваться репетиторам»,  — заключил Данилов.

«Онлайн-школы не  вредны, но  их  эффективность в  рекламных кампаниях сильно завышена,  — заметил в  беседе с  корреспондентом „БИЗНЕС Online“ частный преподаватель по  математике, физике и  информатике Никита Балакирев . —  По  моим оценкам, в  прошлом году примерно 35 процентов учеников занимались в  различных видах онлайн-школ. Все школы заявляют, что готовят минимум на  85–90 баллов, значит, 35 процентов должны сдавать на  такие баллы. Это неправда. То, что они пишут в  отзывах, не  совсем так».

Собеседник издания не  отрицает полезности онлайн-школ. «В  любом случае  решение задач  — это плюс, я  и  своим ученикам рекомендую посещать дополнительные курсы, но  ожидать от  них высоких результатов нельзя,  — уверен он. —  В  потоке  есть, например, тысяча учеников, и  кому-то этот формат не  подойдет, кто-то не  будет успевать, кто-то будет не  все понимать».  Любой результат выше 90 баллов  — это заслуга не  одного ученика, и  делить их  надо между всеми, полагает Балакирев: «Это и  заслуга родителей, и  сильная школа „до“, и  репетитор, может, есть в  этом и  онлайн-школа».

Онлайн-школы  — это история про бизнес, а  не  про получение знаний, убежден преподаватель. «Их  цель не  в  обучении, а  в  удержании учеников, что позволяет вытянуть из  них побольше денег»,  — говорит  он. В  пример он  привел известную онлайн-школу, которая «провалила» обучение своих клиентов в  период коронавирусного «дистанта». По  словам Балакирева, промахи руководство школы прикрыло «чисткой плохих отзывов». «Если вы  возьмете 2 тысячи учеников, проведете рекламную кампанию, удержите их  на  весь год, то  вероятность, что 30 человек сдадут экзамен на  100 баллов, есть,  — рассуждает собеседник издания. —  Вы  эти 30 комментариев разместите в  соцсети, и  будет выглядеть, будто хорошо сдали  все. Это правильная маркетинговая стратегия. Как бизнес  онлайн-школы весьма сложны, эмоциональны, креативны, технологичны. Но  написать на  100 баллов, занимаясь в  группе, невозможно, потому что нет волшебной методики. За  год никто так не  пишет. Если вы  хотите подготовить стобалльника, надо начинать с  7-го класса».

Онлайн-школы не  уничтожат репетиторов, полагает Балакирев. К  числу причин их  непотопляемости он  относит склонность некоторых учеников заниматься только очно. Кроме того, не  все образовательные программы онлайн-школ подходят детям. «У  моих учеников есть разные цели: некоторым нужна математика на  английском, некоторым  — определенные задачи разобрать, другие действительно хотят сдать экзамен на  90+ и  не  верят в  рекламу. Репетиторы всегда были и  будут, просто слой начинающих или слабых специалистов исчезнет, а  сильные останутся и  не  будут нуждаться в  учениках»,  — убежден он.

«У  репетитора с  базой проблем нет, хоть ученики и  начинают предпочитать онлайн-школы из-за комфорта, занятий из  дома,  — согласна частный преподаватель по  русскому языку и  литературе Алина Сабирова . —  Есть костяк, который выбирает только репетиторство. Есть ученики, которые и  с  репетиторами занимаются онлайн. Сейчас такая тенденция развивается, это еще один способ работать, и  в  нем нет ничего плохого, если это не  влияет на  уровень подготовки ученика. Конечно, если  бы онлайн-школ не  было совсем, все  бы шли к  репетиторам и  заработка было  бы больше».

По  словам Сабировой, онлайн-школы хороши, если необходимо освежить старые знания, но  для усваивания новых их  не  хватает. Выигрышная сторона репетиторов  — индивидуальный подход к  ученику, и  на  этом поле онлайн-школы их  не  переиграют. «Онлайн-школы не  заменяет репетиторство, но  могут идти в  ногу с  ним,  — рассуждает Сабирова. —  Если ученик самостоятельный, организованный, он  сможет подготовиться на  онлайн-курсах, а  к  репетиторам, как правило, обращаются ребята не  с  очень хорошей школьной подготовкой, которым нужен личный наставник. Надо найти золотую середину или совместить онлайн-школы и  репетиторство. С  развитием технологий барьер онлайна станет чувствоваться все меньше,  и  процент желающих заниматься очно будет уменьшаться, и  востребованность репетиторов офлайн начнет падать. Но  100-процентный уход  таких репетиторов с  рынка маловероятен. Будем переучиваться, чтобы работать онлайн».

Анастасия Афонина , Анастасия Хардер Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»

Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Кузнецке

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *