«В московских оперных театрах довольно много выходцев из Татарстана»

Солистка Большого театра и лауреат «Золотой маски» Екатерина Воронцова о родной Казани,

Солистка Большого театра и лауреат «Золотой маски» Екатерина Воронцова о родной Казани, мужских ролях и «татарской диаспоре» в ГАБТе

Выпускница Казанской консерватории Екатерина Воронцов недавно выиграла «Золотую маску-2022» за  лучшую женскую роль в  опере. Эту престижную премию нынешняя солистка ГАБТа получила за  партию Ариоданта в  одноименной опере Генделя. Сама Воронцова любит вызовы и  перевоплощения, она мечтает быть примером для подражания, от  режиссера ждет погружения в  музыкальный текст оперы, а  актерскую интерпретацию считает движущей силой спектакля. Обо всем этом певица рассказала в  интервью «БИЗНЕС Online».

Екатерина Воронцова:  «Я  мечтаю совершенствоваться и  расти, добиваться новых и  все более серьезных успехов, делать свою работу каждый раз лучше, чем в  предыдущий, и, возможно, стать примером для молодых певцов и  артистов» Фото предоставлено пресс-службой Большого театра

«Я  полностью нашла себя в  барочном репертуаре»

—  Екатерина, поздравляю вас с  заслуженной наградой на  «Золотой маске». В  этом году вы  обошли солидных конкурентов. В  чем ваш секрет?

—  Дело в  том, что «Маску» я  получила за  очень знаковый проект в  моей карьере, совпало многое  — музыкальная и  драматическая сложность партии, потрясающая постановка оперы «Ариодант» и  желание полностью отдаться процессу, создать что-то действительно серьезное и  достойное признания. Я  мечтаю совершенствоваться и  расти, добиваться новых и  все более серьезных успехов, делать свою работу каждый раз лучше, чем в  предыдущий, и, возможно, стать примером для молодых певцов и  артистов, вселять в  них веру в  собственные силы и  надежду на  успех. В  этом мое профессиональное и  личное счастье.

—  Ариодант  — не  единственная ваша партия-травести. Чтобы сыграть мужчину на  сцене, нужно обладать мужским характером?

—  Партии травести довольно сложны с  актерской точки зрения. Они требуют полного перевоплощения, мужской пластики, поэтому для меня это всегда своеобразный вызов, как для артистки. Я  не  думаю, что исполнение мужских ролей на  сцене требует наличия мужских черт характера, достаточно всего лишь профессионального подхода к  перевоплощению. Но  в  моем характере присутствует необходимый стержень и  умение добиваться нужного результата  — это помогает.

Кто такая Екатерина Воронцова?

Екатерина Воронцова (меццо-сопрано) окончила вокальный факультет Казанской консерватории в  2017 году. С  2015 года участвовала в  спектаклях Татарского академического государственного театра оперы и  балета им.  М. Джалиля, в  2017-м вошла в  состав оперной труппы. В  том  же году состоялся дебют певицы в  Большом театре в  партии Дорабеллы («Так поступают все женщины» Моцарта). С  2018-го  Воронцова  — солистка ГАБТа.

В  ее  репертуаре  — партии Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), «Лаура» («Иоланта» Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Мерседес («Кармен» Бизе) и  др.

Участница Шаляпинского фестиваля (Казань) и  фестиваля «Казанская осень». Лауреат VI  Международного конкурса Viva Music (2014) и  IV  Международного конкурса камерных певцов и  концертмейстеров им.  Рустема Яхина (2015).

—  В  Большом театре вы  активно осваиваете барочный репертуар. Чем он  вас привлекает?

—  Барочный репертуар  — наиболее сложный для исполнения. Для его освоения требуется очень серьезная подготовка, владение стилем, свободная колоратурная техника, умение импровизировать, полнейший контакт с  дирижером и  наличие собственной уникальной интерпретации музыки. Чем ближе музыка к  нашему времени, тем она более детализирована, и  тем меньше свободы для ее  интерпретации. Но  если брать музыку эпохи барокко, детализация в  партитуре практически отсутствует, и  все зависит от  видения дирижера и  исполнителей. Это безумно сложно, так как главная задача  — донести до  слушателя музыку в  первозданном виде, так, как ее  задумывал композитор. И  в  этом случае интерпретация  — основная движущая сила. Я  полностью нашла себя в  барочном репертуаре, планирую осваивать его и  дальше.

«Маску» я  получила за  очень знаковый проект в  моей карьере, совпало многое  — музыкальная и  драматическая сложность партии, потрясающая постановка оперы «Ариодант» Фото: 2011.bolshoi.ru

—  В  этом году «Маска» за  «лучшую работу режиссера в  оперном театре» не  досталась никому. В  чем проблема современных постановщиков опер?

—  Сложно судить, почему не  присудили премию режиссерской работе. Я  бы не  стала говорить о  недостатках, об  этом и  так слишком часто говорят мои коллеги. Скажу о  том, что меня очень привлекает, когда режиссер знаком с  партитурой, с  музыкальным материалом и  отталкивается от  него. Потому что певцам сложно, даже невозможно абстрагироваться от  текста и  тем более от  музыки. Наиболее органичной постановка получается, когда драматическое действие неразрывно связано с  музыкальным.

—  ГАБТ регулярно пополняет репертуар спектаклями с  новой музыкой. Но  происходит это исключительно в  балете. Уже сложился творческий тандем Демуцкий  — Посохов, сравнительно недавно по  нынешним меркам была премьера «Утраченных иллюзий» Десятникова  — Ратманского. Почему подобного не  происходит в  опере?

—  Все верно, в  репертуаре нашего балета есть замечательные работы современных композиторов. Однако, нет особой причины в  том, что их  почти нет в  опере. Если появится оперное произведение действительно достойное сцены Большого театра, то  я  уверена, что оно обязательно будет реализовано. Должно совпасть все  — сюжет, состав солистов, интересная и  удобная для исполнения музыка, которая найдет отклик и  понимание у  публики, дирижер, способный правильно преподнести и  интерпретировать эту музыку. И, конечно  же, хорошая постановочная команда.


«Всегда буду помнить людей, которые поверили в  меня и  поддержали»

—  Благодаря «Золотой маске» наверняка о  вас еще больше узнает людей в  родном Татарстане. Во  время учебы в  Казанской консерватории вы  были так  же заметны?

—  Я  думаю, да. Меня заметили довольно рано. Еще будучи студенткой начальных курсов я  давала сольные концерты каждый год, участвовала в  значимых мероприятиях как консерваторского, так и  правительственного масштаба, и  конечно важен тот факт, что меня очень рано взяли в  театр. Действительно в  моей жизни многое складывается невероятно удачно. Но  за  этим всегда стояла постоянная усердная работа, стремление к  профессиональному росту. Именно не  к  славе, не  к  тому, чтобы обо мне говорили, а  к  тому, чтобы сделать что-то действительно серьезное в  своей профессии, оставить след в  истории музыкального театра.

—  Кто в  этот период повлиял на  ваше творческое и  личностное становление?

—  У  меня были замечательные педагоги, я  получила серьезное образование, которое мне очень помогает сейчас. Но  я  всегда буду помнить людей, которые поверили в  меня и  поддержали, когда я  только делала первые шаги в  моей оперной карьере. Это ректор моей консерватории Рубин Кабирович Абдуллин и  директор ТАГТОиБ им.  Джалиля Рауфаль Сабирович Мухаметзянов. Я  им  бесконечно благодарна за  поддержку, профессионализм и  умение увидеть перспективы молодого исполнителя.

Мне более других казанских коллективов дорог студенческий оркестр консерватории, с  ним связаны мои первые серьезные шаги в  исполнении духовной и  оперной музыки, и  я  всегда вспоминаю эти выступления с  огромной душевной теплотой.

—  А  сами задумывались о  педагогике?

—  Конечно, задумывалась. Именно по  этой причине я  и  окончила ассистентуру-стажировку в  Казанской консерватории, уже будучи ведущей солисткой Большого театра. Я  хотела  бы со  временем передать свой опыт и  профессиональные навыки молодым певцам.

—  Ваши студенческие ожидания и  амбиции совпали с  реальностью?

—  Будучи студенткой, я  стремилась взять от  консерватории все, что она была способна мне дать, стать настоящим профессионалом своего дела. Я  счастлива, что это привело к  столь значимым успехам, конечно  же это превыше всех ожиданий и  амбиций. Хотя я  всегда стремилась добиваться максимального результата от  всего, что делаю в  профессии. Молодым композиторам и  исполнителям хочу посоветовать вкладываться без остатка в  учебу и  творчество, много работать, расширять кругозор и  не  бояться трудностей. А  успех найдет их  сам. Можно всю жизнь ходить по  прослушиваниям и  конкурсам и  не  сделать ничего действительно ценного и  достойного внимания. Это вполне реально  — добиться серьезных успехов в  карьере только благодаря своему таланту и  усердию.

«Я  всегда стремилась добиваться максимального результата от  всего, что делаю в  профессии» Фото:  2011.bolshoi.ru

«В  Татарском театре у  меня были прекрасные перспективы»

—  Вы  решили стать оперной певицей после того как побывали на  «Аиде» Верди в  театре им.  Джалиля. Вспомните это ощущение.

—  Это было как любовь с  первого взгляда, в  данном случае  — с  первого звука. Меня до  глубины души потрясло звучание живого оркестра и  голосов, и  эта любовь к  оперной музыке, к  сцене с  тех пор навсегда со  мной. Я  люблю присутствовать на  спектаклях в  качестве зрителя, хотя мне это нечасто удается… Это помогает не  терять профессиональную сноровку и  оценивать нашу работу со  стороны, что очень важно для каждого профессионала. Походы  же в  драматические театры обогащают актерский арсенал и  делают возможным рост певца как драматического артиста. Так что я  стараюсь вести активную культурную жизнь, посещать театры, музеи, выставки и  постоянно развиваться духовно.

—  Вы  начали петь в  театре им.  Джалиля еще будучи студенткой консерватории. Была  ли у  вас возможность проявить себя?

—  Да, я  безумно благодарна судьбе, что она привела меня довольно рано в  театр. С  Татарским театром им.  Джалиля связаны мои первые шаги как солистки оперы, освоение сцены, работа с  серьезными дирижерами, режиссерами. Все это  — бесценный опыт, который помог мне уверенно стартовать в  Большом театре. Театральный опыт очень важен для молодых начинающих оперных певцов, он  делает из  тебя не  просто студента, а  настоящего артиста, который знает законы и  правила театральной жизни.

—  Многие оперные партии вы  впервые спели именно в  Казани. Что из  приобретенного там используете на  сцене и  сегодня?

—  Я  очень многое почерпнула на  первых этапах. В  частности, насколько важен контакт с  дирижером, понимание его видения твоей партии, интерпретации. А  также насколько непросто бывает совместить драматическую сторону роли с  музыкальной. Этому всему я  научилась в  ТАГТОиБ им.  Джалиля.

—  В  Казани часто говорят о  том, что театр им.  Джалиля редко дает проявить себя местным певцам. Здесь неудачно прослушивались Аида Гарифуллина, Рузиль Гатин, Альбина Латипова, а  теперь это заметные солисты, многие с  солидной зарубежной карьерой. Как вы  это объясняете?

—  Не  могу с  этим согласиться. В  труппе театра довольно много молодых певцов  — выходцев из  Казанской консерватории, и  с  каждым годом их  становится все больше. Что касается вышеназванных фамилий, то, как вы  правильно заметили, они сделали замечательную карьеру и  в  итоге нашли свое место под солнцем. Так что я  объясняю это очень просто  — всему свое время.

—  Видели  ли вы  перспективы для себя в  казанском театре и  пытались  ли вас удержать после решения попробовать себя в  ГАБТе?

—  В  Татарском театре у  меня были прекрасные перспективы, много планов, предложений, и  я  всегда буду благодарна театру за  это. Но  все познается в  сравнении, я  не  жалею о  сделанном выборе, хоть мне и  горько было прощаться с  родным для меня театром. У  меня до  сих пор прекрасные отношения с  казанской труппой. Мы  следим за  успехами друг друга.

—  С  момента отъезда в  Москву вы  пели в  Казани?  Поступают  ли приглашения из  родного театра?

—  Я  приезжала на  Шаляпинский фестиваль уже будучи солисткой ГАБТа. Мне регулярно поступают предложения от  театра, к  сожалению, не  всегда у  меня получается совместить казанские гастроли с  занятостью в  Большом. Но  я  с  удовольствием выступлю в  ТАГТОиБ им.  Джалиля, как только у  меня будет такая возможность. Есть много партий, которые я  бы с  радостью исполнила на  сцене театра, я  бы не  стала выделять что-то одно. Есть партии, которые я  мечтаю и  планирую исполнить на  сцене Большого, но  не  хотела  бы заранее об  этом говорить. Надеюсь, что в  скором времени все реализуется и  станет известно.

«Для меня поступление в  Большой театр стало событием всей жизни, поэтому первые месяцы были наполнены бесконечным счастьем от  прикосновения к  великому и  прекрасному, осознанием того, кто выходил на  сцену, на  которой сейчас стою  я» Фото:  2011.bolshoi.ru

«Поступление в  Большой театр стало событием всей жизни»

—  Вспомните свои первые месяцы в  ГАБТе. Трудно  ли было адаптироваться к  новым условиям?

—  Для меня поступление в  Большой театр стало событием всей жизни, поэтому первые месяцы были наполнены бесконечным счастьем от  прикосновения к  великому и  прекрасному, осознанием того, кто выходил на  сцену, на  которой сейчас стою  я. Появлялось ощущение безумной ответственности за  каждый шаг, что я  делаю на  этой великой сцене. Эту ответственность я  ощущаю до  сих  пор. В  труппе меня приняли очень тепло, я  всегда чувствовала поддержку и  отдачу от  своих коллег, которые со  временем стали моими близкими друзьями.

—  Попробуем сравнить ГАБТ и  театр им.  М. Джалиля. Что их  отличает и  что объединяет?

—  Все театры устроены примерно одинаково, если говорить о  внутренней организации. Если говорить о  репертуарной политике, то  ТАГТОиБ им.  Джалиля часто представляет публике масштабные классические постановки и  названия, одновременно успевая реализовывать произведения современных татарских композиторов. И  это действительно прекрасно! В  Большом также открыты к  экспериментам (таким как, например, постановка мюзикла «Кандид» Бернстайна или оперы Вайнберга «Идиот»), хотя грандиозные полотна Мусоргского, Чайковского, Верди, Вагнера и  других великих композиторов всегда были основой репертуара Большого театра. Для меня наличие в  репертуаре произведений Генделя, Моцарта и  Россини  — также большая радость, возможность творить и  проявлять себя. В  обоих театрах есть стажерская труппа (в  Большом еще и  замечательная Молодежная программа), возможность вырастить своих молодых солистов и  ввести их  в  текущий репертуар. Оба театра по-своему прекрасны и  дороги моему сердцу.

—  Как сегодня формируются репертуар и  оперная труппа ГАБТа?

—  На  сегодняшний день репертуар Большого театра очень разнообразен, каждый год появляются новые интересные названия и  это не  может не  радовать. В  труппе присутствуют исполнители, способные работать в  любом стиле, на  любом уровне сложности, настоящие профессионалы своего дела. Это позволяет осваивать грандиозные полотна, о  которых другие театры могли  бы только мечтать. Руководство Большого театра регулярно проводит прослушивания в  труппу, на  которые приглашает талантливых молодых исполнителей, проявивших себя по  всей стране. Это постоянный поиск и  часто попадание в  цель, многие молодые ребята уже проявили себя в  ведущих партиях репертуара.

—  В  ГАБТе уже сформировалась своеобразная «татарская диаспора». На  одной сцене с  вами трудится Альбина Латипова, выступают Альбина Шагимуратова и  Аида Гарифуллина. Как складываются ваши взаимоотношения с  ними?

—  В  московских оперных театрах, как и  в  Большом, довольно много выходцев из  Татарстана, в  их  числе замечательная певица Альбина Латипова, с  которой у  нас прекрасные профессиональные и  дружеские отношения. Что касается Альбины Шагимуратовой и  Аиды Гарифуллиной, мы  не  так часто пересекаемся в  общих проектах, но  я  с  большим уважением отношусь к  ним, как к  артисткам и  профессионалам своего дела.

—  Можно вспомнить об  интересных культурных пересечениях. В  2020 году Владимир Васильев показал в  театре им.  Джалиля свой балет «И  воссияет вечный свет», а  позже представил его в  ГАБТе.

—  Это был прекрасный проект, который объединил два замечательных театра и  поспособствовал их  взаимному творческому обогащению. Если  бы в  будущем были похожие масштабные мероприятия и  в  опере  — это было  бы чудесно.

«В  московских оперных театрах, как и  в  Большом, довольно много выходцев из  Татарстана, в  их  числе замечательная певица Альбина Латипова, с  которой у  нас прекрасные профессиональные и  дружеские отношения» Фото предоставлено Альбиной Латиповой

«В  Казани я  бываю каждый год»

—  В  Казани в  последние годы много говорят о  том, что городу нужен еще один музыкальный театр. Есть  ли в  нем необходимость, и  какой вы  видите концепцию подобного театра?

—  Насколько мне известно, театр предлагали создать для постановок Казанской консерватории и  вообще для молодых исполнителей и  соответствующего репертуара. Я  считаю, это прекрасная идея и  возможность воспитать с  нуля целую плеяду талантливых артистов, которые смогут в  дальнейшем реализовать себя на  ведущих сценах страны и  мира.

—  Насколько часто вы  бываете  сейчас в  столице РТ?

—  В  Казани я  бываю каждый год, и  часто это не  связано с  выступлениями. Я  приезжаю, чтобы провести время со  своей семьей, посетить родной и  горячо любимый город, с  которым связано столько замечательных воспоминаний. В  этом году у  меня очень плотный график выступлений, поэтому не  смогу порадовать казанскую публику, но, я  надеюсь, что в  будущем это обязательно произойдет.

Анастасия Попова

Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Лыткарино на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *