Первый «скальп» Ирады Аюповой: спустя 26 лет в Тинчуринском театре меняется власть

Экс-главный режиссер Рашид Загидуллин считает, что пострадал за «собственное мнение».

Экс-главный режиссер Рашид Загидуллин считает, что пострадал за «собственное мнение». Кто теперь будет главным в особняке на улице Горького?

На  главное событие этого сентября в  культурной жизни Татарстана тянет известие о  том, что Рашид Загидуллин покидает пост главного режиссера Татарского государственного театра драмы и  комедии им. Тинчурина. Годичный контракт, истекающий 5 сентября, с  ним решило не  продлевать министерство культуры  РТ. Пока труппа театра готовится к  завтрашнему собранию, «БИЗНЕС Online» выяснил подробности этой истории и  выслушал аргументы обеих сторон.

Министерство культуры РТ не продлило договор с главным режиссером ТГТДиК им. Тинчурина Рашидом Загидуллиным, 26 лет возглавлявшим театр Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОХОЖЕ, Я  НЕ  ИМЕЮ ПРАВА НА  СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И  ДОЛЖЕН БЫЛ СОГЛАШАТЬСЯ»

Один из  театральных генералов республики в  ближайшие дни покинет свой пост. Министерство культуры РТ  не  продлило договор с  главным режиссером ТГТДиК им. Тинчурина Рашидом Загидуллиным , 26 лет возглавлявшим театр.

Сам Загидуллин рассказал «БИЗНЕС Online», что узнал о  собственном увольнении из  новостей накануне. «Это было в  пять часов вечера, а  в  семь часов состоялась встреча с  министром культуры, которая длилась буквально пять минут»,  — рассказал режиссер. На  встрече присутствовали министр культуры Ирада Аюпова , два ее  заместителя и  руководитель отдела кадров ведомства, которые дали режиссеру на  подпись приказ о  прекращении контракта с  5 сентября. По  словам Загидуллина, такие документы он  подписывал ежегодно на  протяжении 26 лет, но  раньше к  приказу о  прекращении контракта всегда прилагался приказ о  заключении нового.

«Я  задал вопрос министру о  причинах моего увольнения, ведь мне не  предложили новый контракт. —  говорит Загидуллин. —  На  что она задала встречный вопрос: „А  разве я  обязана объяснять?“ Ее  же заместители сказали: „Нет, не  обязаны“.  После этого я  задал вопрос: до  какого числа мне освободить кабинет от  личных вещей? Сказали, что до  пятого, так что я  сегодня забрал свои картины из  кабинета, подписал обходной, на  этом все закончилось».

Сам режиссер видит возможную причину непродления контракта в  истории с  созданием музыкального театра на  базе Тинчуринского, которая была заявлена министерством культуры во  время прошлого сезона. Тогда Загидуллин, по  его словам, встал на  сторону коллектива, который был категорически против реформ, якобы оставлявших артистов драматического театра без работы. «Вижу источник только оттуда, потому что лично к  ней ( министру Аюповой     — прим. ред. ) у  меня никаких претензий  нет. Похоже, я  не  имею права на  собственное мнение и  должен был соглашаться»,  — заключает наш собеседник.

Сейчас тема перепрофилирования театра себя исчерпала, об  этом ближе к  Новому году заявляла сама Аюпова, говорит Загидуллин. К  самому увольнению режиссер относится философски, но  форма, в  которой оно произошло, его обескураживает. «После 26 лет работы и  перед юбилеем (в  ноябре мне исполняется 55 лет)  — ни  здрасьте, ни  до  свидания, ни  спасибо: это говорит об  отношении министра ко  мне,  — считает Загидуллин. —  Я  предполагал, что она может не  заключить со  мной договор, но  думал, что это будет сделано в  более благородной форме».

В последние годы о Тинчуринском театре в творческом плане практически не вспоминали Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕОБХОДИМО В  ЛЮБОЕ ДЕЛО ВНОСИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ»

Между тем в  самом министерстве культуры РТ  официально ситуацию не  комментируют. Но  в  частной беседе нашему корреспонденту сообщили, что с  приказом об  увольнении Загидуллин был ознакомлен еще на  прошлой неделе.

При этом само нынешнее событие трудно назвать большой неожиданностью. Как писал «БИЗНЕС Online» год назад, Загидуллина хотели проводить еще прошлой осенью. Но  тот нашел заступника в  лице председателя Госсовета РТ  Фарида Мухаметшина . Как известно, спикер татарстанского парламента возглавляет республиканское отделение «Единой России», а  многолетний главреж Тинчуринского театра долгое время был членом его политсовета. Тогда ситуацию спустили на  тормозах и  вернулись к  ней спустя  год.

Напомним, что теперь уже экс-главреж возглавил театр еще в  1993 году, сразу после окончания Щукинского училища, и  фактически вся его профессиональная жизнь связана с  ТГТДиК им. Тинчурина. Всего лишь за  пять лет до  появления здесь Загидуллина театр стал стационарным, получил здание на  улице Горького, а  также имя Карима Тинчурина. Безусловно, роль главного режиссера в  становлении и  развитии театрального учреждения была велика, он  ставил здесь и  татарскую классику, а  также Брехта, Мольера, Бомарше.  Однако в  последние годы  о  Тинчуринском театре в  творческом плане практически не  вспоминали, и  это особенно контрастировало с  ТГАТ им.  Камала, ставшим едва  ли не  образцом развития национального театра в  стране. Можно вспомнить разве что неожиданную постановку 2013 года Загидуллина «Гамлет. Сцены», которая игралась в  фойе возле зрительного зала. Практически все спектакли, а  это несколько премьер в  год, в  театре ставил главный режиссер. При этом за  каждую постановку он  частенько получал гонорары и  как драматург, и  как сценограф. В  частности, в  репертуаре ТГТК им. Тинчурина становилось все больше пьес Ильхама Гали  — это творческий псевдоним Загидуллина.


Суть претензий театральной общественности к  режиссеру в  разговоре с  «БИЗНЕС Online» сформулировал известный драматург Ркаил Зайдулла : «Работать с  Рашидом Загидуллиным мне не  приходилось, но  среди татарской публики и  общественности он  прославился тем, что поставил роман Нурихана Фаттаха „Пока течет река Итиль“. Это было в  начале 1990-х годов. Он  также поставил „Угасшие звезды“, пьесы других татарских классиков». Но  затем ситуация изменилась. «У  них в  театре работает Шамиль Фахретдинов, они с  Загидуллиным взяли псевдоним Ильгам Гали и  в  последнее время ставили только свои произведения. На  этом фоне в  татарской театральной среде начали появляться претензии»,  — говорит Зайдулла. При этом он  считает, что драматизировать нынешнюю ситуацию не  стоит: «Обычно главные режиссеры репертуарных театров работают в  них до  своей смерти, но, мне кажется, они должны меняться, в  этом нет ничего странного. Необходимо в  любое дело вносить что-то новое. Рашид без работы не  останется  — он  может служить и  в  татарском  театре, и  в  русском».

Все усугублялось еще и  затяжным конфликтом между Загидуллиным и  директором театра Фанисом Мусагитовым . Правда, литературный критик, доцент КФУ Миляуша Хабутдинова , которая критически относится к  решению минкульта, считает, что это был конфликт между требованием собирать кассу и  художественным вкусом. «Я  знаю, как Загидуллин ставит Шекспира, а  в  последние годы он  был вынужден режиссировать дешевые комедии,  — сказала она „БИЗНЕС Online“. —  В  отличие от  своих предков начала XX  века, когда татары с  удовольствием шли на  пьесы Островского и  зарубежную классику, нынешний татарский зритель предпочитает полукавээновские анекдоты в  стиле „Мунча ташы“. Загидуллин пытался этому противостоять и  много сделал для того, чтобы приблизить зарубежную, русскую или татарскую классику к  рядовому зрителю».

Ркаил Зайдулла: «Обычно главные режиссеры репертуарных театров работают в них до своей смерти, но, мне кажется, они должны меняться, в этом нет ничего странного» Фото: «БИЗНЕС Online»

СЕЗОН БЕЗ ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА?

Что касается слов Загидуллина о  том, что он  встал на  защиту театра от  переформатирования, то  наши собеседники, близкие к  минкульту РТ  говорят, что и  здесь режиссер лукавит. Решение о  том, что ТГТДиК им.  К. Тинчурина должен отчасти занять нишу музыкального татарского театра, оказывается, было принято еще несколько лет назад. «В  2013 году вышло постановление кабинета министров, согласно которому были выделены средства на  создание музыкальной труппы в  театре имени Карима Тинчурина. Данные средства введены в  бюджет учреждения  — и  начиная с  этого периода было выделено 17 штатных единиц и  средства на  фонд оплаты труда»,  — рассказывала министр Аюпова «БИЗНЕС Online» еще в  начале года. То  есть, театр своими силами, взяв в  штат музыкантов и  поющих актеров, должен был создавать музыкальные спектакли. Но  директор и  главный режиссер, делившие власть, провалили эту работу.

В  итоге лишь в  этом сезоне Мусагитов начал набирать в  штат музыкантов, а  в  июне даже состоялась премьера мюзикла «Башмачки», татарскую классику Гиззата-Файзи, поставил Загидуллин. Но  качество постановки, на  которую, по  нашим данным, министерство культуры выделило около 3  млн рублей, не  устроило людей, принимающих решения. После этого и  было окончательно принято решение о  расставании с  главным режиссером. При этом никаких решений об  увольнении актеров Минкульт РТ  не  принмал.

Какое  же будущее ждет Тинчуринский театр? По  информации «БИЗНЕС Online», в  Минкульте не  собираются торопиться с  назначением нового главного режиссера. Более того, есть вероятность, что нынешний сезон в  здании на  ул.  Горького пройдет и  вовсе без формального художественного руководства. По  словам Хабутдиновой, циркулируют слухи, что Тинчуринский театр могут переформатировать в  проектный театр без главного режиссера, но  сама она против. «Нельзя судьбу татарского театра ставить на  такие рельсы,  — уверена Хабутдинова. —  Приезжают со  стороны интереснейшие режиссеры, но  они, к  сожалению, не  обременены багажом нашей культуры, им  надо ее  долго изучать, а  у  них нет на  это времени».

Но, по  нашей информации, пока министр Аюпова договоривается со  статусными татарстанскими постановщиками, чтобы те  выпустили в  ближайшее время свои премьеры в  Тинчуринском. Называют имена и  Фарида Бикчантаева , и  Ильгиза Зайниева . Правда, они на  новые должности театре не  претендуют, хотя, по  данным «БИЗНЕС Online», если  бы с  Загидуллиным расстались еще год назад, то  его место вполне мог занять Зайниев, который теперь занимает аналогичный пост в  театре кукол «Экият». Говорят, что в  ТГТДиК им.  К. Тинчурина может поставить спектакль даже кто-то из  резидентов творческой лаборатории «Угол». Не  факт, что коллаборация современного искусства и  традиционного татарского театра будет успешной, но, как минимум, это был  бы интригующий  ход. Но, самое интересное, что в  министерстве культуры РТ, по  словам информированных собеседников газеты, не  закрывают окончательно дверь и  перед теперь уже бывшим главрежем, и  если тот придет с  интересным проектом, то  он  вполне сможет его реализовать на  родной сцене в  качестве приглашенного постановщика.

По нашей информации, пока Ирада Аюпова договоривается со статусными татарстанскими постановщиками, чтобы те выпустили в ближайшее время по премьере в Тинчуринском Фото: «БИЗНЕС Online»

Логика руководства культурного ведомства понятна. Во-первых, на  непростом эмоциональном фоне новому руководителю пришлось  бы непросто с  труппой. А  так есть возможность всем остыть, кроме того актеры, которые за  четверть века привыкли к  работе с  Загидуллиным, могут попробовать себя с  разными поставщиками. На  это должно уйти два года. Во-вторых, у  минкульта, в  общем, и  нет на  данный момент очевидной кандидатуры главного режиссера.

Завтра в  10 часов должен состояться сбор труппы Тинчуринского театра, который обещает быть очень бурным. Впрочем, о  единодушной поддержке бывшего главного режиссера здесь говорить вряд  ли приходится, поскольку регулярно в  спектаклях Загидуллина было задействовано лишь порядка 60 процентов актерского состава.  Как оказалось, о  завтрашнем собрании пока оповещены не  все артисты. Собеседник «БИЗНЕС Online», заслуженный артист РТ  Рустем Гайзуллин  узнал о  собрании от  корреспондента.   «Мы, актеры, некомпетентны в  вещах, которые проходят на  уровне руководителей. Если руководство пришло к  мнению, что пришло время делать такие перемены, значит есть какие-то основания»,  — сказал собеседник издания. Но  отметил, что в  некоторые артисты годами могли быть не  задействованы режиссером Загидуллиным, так что они даже решили ставили спектакль вне театра, в  ДК им.  Ленина. «Ставили спектакль по  пьесе Туфана Минуллина „Нэзер“ („Обет“). Мы  подумали, скооперировались и  выпустили»,  — говорит артист.

Айрат Нигматуллин , Линар Фархутдинов , Гульназ Бадретдин

Последние новости

Этнокультурный фестиваль

В Биме прошел отборочный этап республиканского конкурса искусств.

Международный конкурс детской песни пройдет в Казани

Финалисты из 15 стран соберутся на церемонии "НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ 2024".

Социальный фонд Татарстана: Более миллиона выплат по листкам нетрудоспособности

Республиканское отделение продолжает активную работу в сфере социальной защиты.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Бузулуке, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *