Переосмысление феномена мусульманской культуры: в Казани открыт фестиваль «Шамаиль-арт»
В Казани открыт II Всероссийский фестиваль «Шамаиль-арт». Центральным событием форума стал выставочный проект, развернувшийся в Галерее современного искусства ГМИИ РТ.
В Казани открыт II Всероссийский фестиваль «Шамаиль-арт». Центральным событием форума стал выставочный проект, развернувшийся в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. На всех трех этажах представлено порядка 200 работ, которые в совокупности представляют срез такого феномена мусульманской культуры, как шамаиль – важной части религиозно-эстетического сознания. Сама же выставка является своего рода осмысления феномена художниками современности.
По мнению куратора проекта, заслуженного деятеля искусств Татарстана Рустема Шамсутова , прикасаясь к мусульманской традиции, художники развивают ее по одному из трех направлений.
Фото: © Рамиль Гали/ ИА «Татар-информ»
Представители первого направления продолжают развивать традиционный татарский шамаиль – на стекле. Интересно, как в устоявшейся традиции письма по стеклу в бытовые сюжеты художники вплетают религиозный подтекст. К примеру, в одной из своих работ татарстанская художница Чулпан Шарифуллина использует арабицу как контур цветов, стоящих в вазе на столе.
Второе направление – своего рода возрождение классической каллиграфии. По этому пути в основном идут художники, имеющие профессиональное образование классической каллиграфии. В Татарстане это Рамиль Насыбуллов – единственный мастер, прошедший школу больших мастеров в Турции. Там он получил иджазы (дипломы) по всем стилям каллиграфии и по канонической орнаментации.
Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»
Третья «волна» относится к тем художникам, которые воспринимают арабскую букву как некий символ. «Они словно утеряли его смысл, но через свое творчество пытаются к нему вернуться. И у каждого из них свой собственный духовный путь», – пояснил Рустем Шамсутов .
К примеру, живописец из Башкортостана Василь Ханнанов не владеет арабским. Но однажды на чердаке он нашел Коран своей бабушки, которая прятала его в советское время. Василь Ханнанов создал целую серию работ, где использовал копии этих страниц, выстраивая их в своеобразную «дорожку». Суры здесь становятся поэзией, содержащей глубокую философию, а Коран – своеобразным полотном.
Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»
«Интересно наблюдать, как он работает с арабикой, при этом не являясь ни арабистом, ни каллиграфом. Для искусства Татарстана такой подход к букве типичен. Художники как бы копируют старину, но фрагментарно. Теперь для них – это осколки памяти, которые они пытаются собрать в некие образы», – отметил Рустем Шамсутов.
Важное место в общей экспозиции уделено коллекции печатных шамаилей начала XX века из Фонда Марджани и музейного собрания шамаилей народных мастеров прошлого столетия, выполненных на стекле. В их числе широкому кругу зрителей представлена и уникальная коллекция народного мастера Габдельхака Бикмуратова , сохранившаяся в частных собраниях.
Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»
«Он был тем, кто собрал народные магические элементы из арабских букв на одном шамаиле, – для 70-х годов прошлого столетия это было в диковину. Его работы выпали на время „оттепели“ и стали своеобразным символом того, что во время всеобщего атеизма в сознании людей вера была сохранена», – заметил Рустем Шамсутов.
В рамках фестиваля показан проект «Путь Фадлана» – выставка работ заслуженного художника Башкортостана и Татарстана Рината Миннибаева , посвященная тюркской теме. Здесь художник использовал и вдохновился документально-историческими записями, которые оставил секретарь багдадского посольства Ахмад ибн Фадлан, где рассказывал о крупном событии в истории Восточной Европы – официальном принятии в 922 году ислама в Волжской Булгарии.
Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»
Также впервые в Казани показан уникальный видеопроект «Молельные коврики» от известного в России учёного-антрополога Игоря Панкова , директора фонда развития научных и культурных проектов Al Maqam, кандидата исторических наук (Санкт Петербург).
«Каждый из представленных молельных ковриков рассказывает свою историю, которая стоит за своим владельцем. Кто-то является торговцем, пастухом, кто-то настолько беден, что на молельном коврике пришито несколько заплаток, потому что тот износился. Но в каждом из этих ковриков есть своя ценность, которая объединяет их всех – присутствие молитвы», – рассказал о проекте ученый-антрополог.
Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»
Посетители галереи смогут увидеть мультимедийный проект «Сказание о Марйям» известной художницы, заслуженного деятеля искусств РТ Альфии Саргин (Ильясовой) . Визуальный образ мультимедийной композиции сформирован на основе произведений живописи и графики, среди которых «Марйам, срывающая плод», «Белые одежды», «Чудо» и другие.
Фестиваль продлится до 25 сентября этого года. Также планируется осенний лекторий от известных в Татарстане и России ученых. По словам организаторов, проект планируется проводить раз в три года.
Последние новости
На детский турнир по теннису в Лениногорск приехали 48 теннисистов из 15 городов России
В Лениногорске прошёл детский турнир по теннису памяти Сергея Кандаурова Этот турнир проходит в Теннис-холле Лениногорска уже третий год подряд.
В Лениногорске прошёл фестиваль беременных и розыгрыш детской коляски
во Дворце бракосочетаний г.Лениногорска, в преддверии Всероссийского Дня беременных, который отмечается 7 апреля, состоялся Фестиваль беременных – «Мы ждем Аиста».
В Лениногорске школьники убрались на территории памятника герою гражданской войны
Юнармейцы, волонтеры и участники «Движения первых» школы № 4» вместе с активистами-ветеранами одними из первых вышли на субботние в Лениногорске и очистили от зимнего мусора площадку у памятника комиссара,
На улицах Лениногорска начался ямочный ремонт
Как обычно по весне открывшиеся от льда дороги в в нелучшем состоянии. в частности аварийные ямы появились на улице Степная.