«Носителей татарской культуры все меньше»: как в Москве вспоминали поэта начала XX века

Пластическая исповедь «На заре» Нижнекамской татдрамы получила пять номинаций на «Золотую маску» Телесное заключение и духовный полет, черная ночь и пылающий рассвет — все это можно было увидеть в спектакле «На заре»,

Пластическая исповедь «На заре» Нижнекамской татдрамы получила пять номинаций на «Золотую маску»

Телесное заключение и  духовный полет, черная ночь и  пылающий рассвет  — все это можно было увидеть в  спектакле «На  заре», представленном Нижнекамским драмтеатром им.  Миннуллина на  «Золотой маске» в  московском центре драматургии и  режиссуры. В  камерном монологе-откровении без слов по  стихотворению Сагита Рамиева «Тан вакыты» режиссер Туфан Имамутдинов поведал о  мечтах и  чаяниях татарского поэта. Подробности  — в  материале «БИЗНЕС Online».

Телесное заключение и духовный полет, черная ночь и пылающий рассвет — все это можно было увидеть в спектакле «На заре», представленном Нижнекамским драмтеатром имени Т. А. Миннуллина на «Золотой маске»

Без лишних слов

Появление среди двух десятков номинаций татарстанских театров на  «Золотую маску» этого года спектакля Нижнекамской татдрамы им  Т. Миннуллина  выглядит особняком. Кажется, театральная институция  из  нефтехимической столицы РТ  впервые всерьез обратила на  себя такое внимание столичных профессионалов. Впрочем, удивление становится чуть меньше, когда узнаешь, что режиссер «На  заре»  — это Туфан Имамутдинов , чьи опыты в  национальном театре порой вызывают неоднозначные реакции в  Татарстане, но  неизменно интересны отборщикам «Маски».

«Нашим главным художественным методом стала работа с  образами,  — подчеркнул в  беседе с  „БИЗНЕС Online“ режиссер. —  На  каждую строку текста мы  предложили свой образ, оценивающий ее  нынешний смысл. Выразительность движения позволила обойтись без слов. Носителей татарской культуры с  каждым годом становится все меньше, и, возможно, молчание ярче говорит об  этом, чем стихотворение на  родном языке. Герой спектакля  — сам Рамиев. Не  интерпретируя и  не  иллюстрируя текст, мы  стремились показать трагическую жизнь поэта за  один день, передать его отчаяние и  желание переродиться в  новом мире».

Молчание и  ассоциативность, несомненно, лучшие находки авторов действия, в  них заключена «сила » моноспектакля, в  основе которого стихотворение татарского поэта, прозаика и  публициста начала XX  века Сагита Рамиева   «Таң вакыты» («На  заре») 1907 года. И  хотя для любителей нарратива предусмотрена телеграфная строка (демонстрирующая оригинальный текст стиха и  детали биографии Рамиева, от  службы в  театре и  газетных редакциях до  высылки и  ареста), слово  — далеко необязательный атрибут постановки. Личность поэта режиссер раскрывает через палитру его внутренних состояний, мастерски переданных в  пластике.

Личность поэта режиссер раскрывает через палитру его внутренних состояний, мастерски переданных в  пластике

Отчаяние и  надежду  — чувства художника  — воплощает изощренный узор, вытканный из  театральной пантомимы, бытового жеста и  танца модерн (хореограф Марсель Нуриев ). Герой ( Алмаз Хусаинов ) то  взмывает над сценой подобно гордому орлу, то  пускается рысью как породистый скакун, но  под невидимым гнетом приникает к  земле. Среди осязаемых оков  — черные пальто с  шляпой и  вращающаяся стена, прерывающие движение (сценограф и  автор костюмов Лилия Имамутдинова ). Минималистская декорация с  распахнутой дверью делит мир Рамиева на  две части, и  ни  в  одной из  них ему нет места. Художник бежит по  кругу (о  смене локаций сообщает стук колес поезда, о  промелькнувших годах  — тиканье часов), но  «картинка» остается неизменной.

Из  череды эмоций и  состояний героя складывается глубинный сюжет спектакля  — попытка возродить национальный язык и  культуру, отказаться от  устаревших религиозных догм и  пробудить веру в  человека

Новая жизнь

Из  череды эмоций и  состояний героя складывается глубинный сюжет спектакля  — попытка возродить национальный язык и  культуру, отказаться от  устаревших религиозных догм и  пробудить веру в  человека. Зарю  — эмблему духовного ренессанса татарского народа  — олицетворяют пасторальное звучание струнных в  духе «Утра» Эдварда Грига , мусульманская песня-молитва, сопровождаемая дыханием (композитор Шамиль Шарифуллин ), гаснущие софиты-звезды и  сияющий прожектор-солнце (художник по  свету Ильшат Саяхов ). Неосуществленная в  реальности мечта Рамиева исполняется в  финале действия. Символом новой жизни режиссер вслед за  поэтом нарекает женщину ( Гузелия Мухаметзянова ). Именно она передает художнику право вращать стену мироздания, позволяя ему и  его соотечественникам переродиться.

К  числу удачных авторских находок примыкает условность слова. Текст стиха на  бегущей строке, разбавленный решетками и  латинскими буквами, воспринимается как часть декорации, а  звук пишущей машинки  — как яркая тембровая краска (при желании публика могла воспользоваться наушником с  русским переводом). По  словам режиссера, стихотворение столетней давности уже не  целиком ясно нынешнему читателю. Дабы подчеркнуть это, Имамутдинов вводит в  аудио ряд татарский алфавит, на  который солист реагирует огненной этнической чечеткой. Лексемы татарского языка и  культуры вписаны в  общеевропейский облик спектакля, что делает действие понятным зрителю любой национальности и  конфессии.

Лексемы татарского языка и  культуры вписаны в  общеевропейский облик спектакля, что делает действие понятным зрителю любой национальности и  конфессии

Краткость  — сестра таланта

Еще одно достоинство монолога  — его камерный формат, не  утяжеляющий восприятие. Протяженность спектакля не  превышает часа, а  образы сменяют друг друга с  динамикой добротного отечественного кино. Скрип пера, шелест газет, запах сожженных рукописей без лишнего пафоса пишут портрет мыслителя-бунтаря, привнесшего новое видение мира.

Чувственный психологизм, свойственный сочинениям Рамиева, постановщик воплощает в  выразительных деталях действия. Воображаемый стук в  дверь, национальные митинги, просматриваемые поэтом на  телевизоре-чемодане, передают его одиночество и  потребность в  диалоге. Завтрак, состоящий из  стихотворных черновиков  — стремление сберечь свое наследие от  ненужных глаз.

«На  заре», к  чести режиссера, оставляет впечатление философской притчи, элитарной рефлексии мастера о  судьбе татарского народа. На  выходе из  театра можно пожалеть лишь о  малом числе показов и  неполной наполняемости зала  — во  второй, заключительный день гастролей труппы площадка московского Центра драматургии и  режиссуры на  Соколе заполнилась на  две трети. На  исторической родине спектакль входит в  регулярный репертуар драмтеатра, и  на  него стоит посмотреть.

Итоги «Золотой маски-2022» станут известны по  итогам торжественной церемонии 20  апреля. «На  заре» заявлена в  пяти номинациях: «спектакль малой формы», «работа режиссера» (Туфан Имамутдинова), «работа художника» (Лилия Имамутдинова), «работа художника по  свету» (Ильшат Саяхов), «мужская роль» (Алмаз Хусаинов).

Анастасия Попова

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Шадринске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *