​Настоящая музыка Эльмира Низамова

В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл творческий вечер Эльмира Низамова.

В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл творческий вечер Эльмира Низамова. За впечатляющим воображение любого меломана событием следил культурный обозреватель «Казанского репортера».

Эльмир Низамов – один из самых знаменитых молодых российских композиторов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры, член Союза композиторов России и Татарстана, заведующий кафедрой композиции Казанской государственной консерватории. В среде музыковедов за ним уже закрепилось определение «татарстанский классик современности». Косвенным подтверждением этому служит проведение в этом году сразу трёх его творческих вечеров в самых престижных залах России – Московском концертном зале «Зарядье» – и Татарстана – Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева – и на летней сцене Национального музея РТ. Согласитесь, не каждый может похвастаться таким признанием в тридцать четыре года.

Впрочем, сам композитор словно и не осознаёт масштаба своей популярности. Он по-прежнему открыт для общения, по-прежнему благодарно смотрит на исполнителей и фанатов своего творчества и говорит лишь о грузе ответственности перед ними.

– Я очень благодарен Александру Витальевичу, – без устали повторяет Эльмир Жавдетович о художественном руководителе и главном дирижёре Государственного академического симфонического оркестра РТ маэстро Сладковском. – Композитор без дирижёра и оркестра никогда не сможет выйти на уровень большой симфонической музыки. Нельзя писать такую музыку в стол, не исполняя её для публики.


Пять лет тому назад, когда Александр Сладковский дирижировал Филармоническим оркестром Монте-Карло, в программу выступления по предложению маэстро было включено и «Небесное движение» Эльмира Низамова, прозвучавшее, к слову, и на нынешнем творческом вечере. Это было первое знакомство европейских меломанов с симфонической музыкой молодого татарстанского композитора. С тех пор с лёгкой руки маэстро Сладковского его произведения звучат во многих странах мира.

– Мы играли его музыку и в Москве, и в Монте-Карло, всюду, по возможности, и сейчас в Дубае будем играть, – сказал Александр Витальевич. – Играть это приятно, это очень классная музыка. Это настоящая музыка. Это не тот случай, когда ты, дирижируя, краснеешь от стыда. У меня был такой опыт в далёкой молодости. Приятно играть партитуру, которая красиво звучит, которая производит впечатление на слушателей.

Лёгкое возбуждение царило в фойе Государственного Большого концертного зала. Глаз выхватывал из толпы знакомые медийные лица. Возле празднично наряженной ёлки суетилась ребятня под присмотром родителей. Кстати, в зале были замечены и родители Эльмира – Гэлюся и Жавдат Низамовы. Ожидание чего-то волшебного, необычайного не покидало ни на мгновение.

Дирижёр Государственного академического Большого театра России Айрат Кашаев, вставший в этот вечер за пульт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, не первый раз исполняет произведения Эльмира Низамова.

– Мне крайне редко удаётся встретить музыку искреннюю, – признался Айрат Рустемович. – Это больше говорит, наверное, не о музыке, а о человеке, её написавшем. Если она красива, то она красива своей искренней чистотой. Это как раз то, что я люблю в музыке Эльмира.

Безупречно элегантный и аккуратный в своих движениях Айрат Кашаев смог придать творческому вечеру изысканность и сентиментальность. Каждый раз перед тем, как сделать первую манипуляцию дирижёрской палочкой, он обворожительно улыбался оркестрантам, словно приглашая их разделить с ним радость творчества.

– Он наш, он плоть от плоти татарстанской школы, – уточнил маэстро Сладковский. – Кашаев – восходящая звезда. Он молодец. Он очень много работает с нашим оркестром, здорово помогает, программы разные дирижирует. Это уже следующее поколение – и Айрат, и Эльмир, есть надежда, что всё будет продолжаться, как и мы в своё время эту эстафетную палочку брали и двигались вперёд.

Тем временем, виновник торжества стремительно перемещался по залу, успевая сказать всем доброе слово. Но особое внимание, конечно же, – маме.

– Я очень волнуюсь, – Гэлюся Солтановна сглотнула в пересохшем горле слюну. – Не знаю, что сказать…

Она схватила за рукав стоящего поодаль сына и потянула к себе. Эльмир наклонился над ней, и мама что-то тихо-тихо шепнула ему.

– Скажи всё что захочешь, как ты гордишься мной, например, – бережно подсказал ей сын, а потом, повернувшись ко мне, пояснил. – Она всегда за меня сильно переживает. Она же главный мой фанат и главный мой критик. Она мыслит очень глубоко. Как-то сидим на концерте. Прозвучало очень длинное, тяжелое произведение одного нашего композитора. Тогда мама сказала: «Улым, когда пишешь, надо уважать музыку». Говорю: «В каком смысле?» «Этот композитор написал всё, что придет ему в голову, а мы должны это сидеть и слушать, – говорит она. – Не пиши всё, что придет в голову, думай. Это должна быть настоящая музыка. Надо уважать музыку». Так ведь не скажет ни один музыкальный критик.

Но вот прозвучали все три звонка. Оркестранты заняли свои места на сцене. Телевизионщики настроили свою аппаратуру – творческий вечер записывал канал ТНВ. Ведущий объявил первое произведение. И магия музыки овладела пространством зала.

Праздничная увертюра «Нардуган» («Рождённый солнцем»), созданная для V фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас», и симфоническая картина «Солнце восходит над Казанью», написанная для Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, – сочинения по-настоящему живописные, образные, звукописью передающие торжество сил Света и неизбывную мощь Добра. Поставленные в самое начало программы, они определили атмосферу концерта.

Затем на сцену вышли Илюса Хузина и Ильгиз Мухутдинов, чтобы проникновенно, возвышенно, драматически исполнить три отрывка из оперы «Кара Пулат» («Чёрная Палата»): арию Турыбатыра, жениха ханской дочери, арию ханской дочери Наргизы и их дуэт. Пресса сразу после премьеры писала, что опера «Кара Пулат» – готовый сценарий для голливудского блокбастера. Историю двенадцати девушек, которые были сожжены воинами Тамерлана, искусно пересказал выдающийся татарский поэт Ренат Харис. В их совместном творчестве была рождён ещё один музыкальный шедевр – «Алтын Казан» («Золотой Котёл»). Историю о том, как простой кузнец, сын ювелира Битимер со своей матерью-целительницей Сихатбану и ханской дочерью Аксылу выковывают волшебный котел, дарящий без огня кипящую «живую» воду, излечивающую от всех недугов, Эльмир Низамов и Ренат Харис рассказали с поистине небывалым размахом национального эпоса, вошедшим в захватывающий резонанс с динамикой современных ритмов. Алина Шарипжанова вместе с Государственным камерным хором Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой блистательно исполнила песню Сихатбану из этого мюзикла.

– Мы познакомились, когда Эльмир был ещё студентом Казанской консерватории, за два года до его выпуска, – вспоминал Ренат Магсумович. – Нас познакомил Луппов, его профессор. И по просьбе Анатолия Борисовича я специально для Эльмира написал тогда либретто маленькой рок-оперы «Алтын Казан».

– А я помню даже точную дату, – уточнил Эльмир Жавдатович. – 24 декабря 2009 года, в день моего рождения, в консерваторию пришел Ренат Харис. Это был четверг, как сейчас помню. Мы встретились в классе: я играл свою музыку, рассказывал о себе. Ренат Магсумович вытащил из карманов два синопсиса, одним из которых был «Алтын Казан». Я сидел и думал: «Ну, наверно, я это смогу. Почему бы и нет?» И через месяц было готово полное либретто. А весной 2011 года «Алтын Казань» был поставлен силами оперной студии в театре Тинчурина.

– Сейчас эта маленькая рок-опера превратилась в большой мюзикл, идущий на сцене нашего оперного театра, – улыбнулся Ренат Магсумович. – И вот много, много лет мы идём вместе. Все его значительные вокально-музыкально-сценические произведения написаны на мои произведения. Я, конечно, специально никого не ищу. С Резедой Ахияровой написал несколько опер и балетов, теперь это же продолжаю делать с Эльмиром Низамовым. То ли я их нашёл, то ли они – меня. Но так получается, что судьба сводит меня с очень талантливыми людьми. Если позволит здоровье, то в следующем году с Эльмиром мы напишем оперу, а с Резедой – балет.

Кстати, балет пишет и Эльмир Низамов. Правда, пока все подробности держатся в секрете. Известно лишь, что инициатором здесь выступил премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Олег Ивенко и премьера должна состояться в следующем году на фестивале Stage Platforma. А в сентябре 2019 года у Эльмира Низамова на проекте «Stage & Stories» в Перми уже прошла премьера одноактного балета «И никого не осталось» в постановке известного хореографа и артиста балета Дмитрия Антипова.

Композитор, которому подвластны все музыкальные жанры, стили и направления, и в этом своём творческом вечере сумел показать разнообразные грани таланта. Симфонические произведения «Корабль-призрак», «Восточная рапсодия» и «Concerto grosso», в котором солировала концертмейстер оркестра скрипачка Алина Яконина, в руках которой инструмент звучит особенно пронзительно и лирично, соседствовали с песнями («Звезда надежды»), «Таң җыры» («Утренняя песня»), «Соң түгел» («Не слишком поздно»), «Мин җырымда калам» («Я остаюсь в своей песне») и «Яшэ, Туган илем!» («Да здравствует моя Родина!»), проникновенно спетыми Эльмирой Калимуллиной, Алиной Шарипжановой, Илюсой Хузиной и Ильгизом Мухутдиновым.

– Для меня Эльмир не только один из самых талантливых композиторов нашей современности. Это мой лучший друг, – призналась обладательница неофициального титула «Серебряный голос» России Эльмира Рамилевна. – И всё, что происходит у нас, мы разделяем и идём по жизни вместе. Я безмерно им горжусь.


– В нашем мире, в наше время, хотя, наверное, это все времена так было, надо быть не просто талантливым, каким он бесспорно является и как композитор, и как музыкант, надо быть ещё успешным, – пояснил маэстро Сладковский. – И когда это совпадает, получается такой синтез, что о тебе начинают говорить как о творце. Мне очень приятно, что он сегодня – локомотив всей композиторской школы. Самое главное качество его – умение коммуницировать. Это тоже талант, дар особый. Я думаю, что его успех – это ещё и умение дружить, налаживать связи, впитывать в себя. Он своим примером не одного молодого композитора обернёт в эту веру, потому что без веры композитор не может быть композитором. Уверен, что главная его партитура у него ещё далеко, далеко впереди.

И, конечно же, в концерте прозвучало «Посвящение», написанное для трубы с оркестром с честь художественного руководителя и главного дирижёра Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, народного артиста России и Татарстана, профессора Александра Сладковского. Дмитрий Трубаков, исполнивший сольную партию трубы, вложил в мелодию такую ностальгическую грусть и романтическую нежность, что у меня невольно защемило сердце. Жаль, что сам Александр Витальевич даже не был предупреждён об этом произведении и не услышал его премьеру.

Всё, даже самое хорошее, имеет обыкновение заканчиваться. Завершился и творческий вечер Эльмира Низамова. Но ещё долго оркестранты, певцы, друзья и сам композитор не хотели покидать закулисный «пятачок» перед выходом на сцену. Они фотографировались, смеялись и строили планы на будущее.


Зиновий Бельцев.

Последние новости

Новый закон о цифровых технологиях в России

Президент Путин утвердил закон, направленный на развитие цифровой экономики.

Влияние изменения климата на сельское хозяйство

Как изменение климата меняет аграрный ландшафт

Официальное предупреждение об изменениях погоды в Татарстане

Гражданам рекомендуется соблюдать осторожность из-за ухудшения погодных условий.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Иркутске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *