«Мы все стесняемся разговаривать о «бабках». А разве об этом не надо говорить?»
Режиссер церемоний Универсиады и WorldSkills в Казани, кудесник Алексей Сеченов о дерьмовых сценариях, заказчиках и бюджете стадионных шоу «Важно,
Режиссер церемоний Универсиады и WorldSkills в Казани, кудесник Алексей Сеченов о дерьмовых сценариях, заказчиках и бюджете стадионных шоу
«Важно, чтобы после шоу зритель выходил с ощущением пережитой проблемы и желанием измениться», — считает один из самых успешных российских режиссеров масштабных шоу-программ Алексей Сеченов, ответственный за церемонии открытия и закрытия Универсиады-2013 в Казани, ЧМ-2015 по водным видам спорта и WorldSkills 2019. На мастер-классе в «АртХабе» он рассказал, что за вопрос нужно задать, чтобы шоу обязательно получилось, какую площадку считает идеальной и сколько стоила премия «Муз-ТВ».
Гуру масштабных и красочных шоу Алексей Сеченов дал мастер-класс в Казани
«РЕЖИССУРА — ЭТО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА СО ЗРИТЕЛЕМ»
Целых три часа продлился в минувшую пятницу мастер-класс Алексея Сеченова в казанском «АртХабе». Учиться у гуру масштабных и красочных шоу (на счету его компании — премия МУЗ-ТВ, церемонии открытия и закрытия Универсиады в Казани, всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, чемпионата мира по водным видам спорта, чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills, открытие Зимних азиатских игр в Казахстане и концертные шоу Сергея Лазарева , Филиппа Киркорова и Николая Баскова ) в основном пришли профессионалы индустрии — среди гостей были замечены президент общественной организации «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова и основатели творческого коллектива «Громкие рыбы» Тимур Исмаев и Кирилл Карамов .
Тема мастер-класса звучала как «Задай себе один вопрос — и шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи. Начал же он ее с озвучивания количества постановочных работ — с 2004 года Сеченов и Ко успели создать 48 шоу, притом что каждое готовится год или два. «Работы были разные, создание было разное, но во главу угла каждой работы становилась литература », — подчеркнул режиссер. Каждый проект начинается с кропотливого формирования литературного багажа. Для какого бренда создается шоу? Какая будет у него аудитория? Какие идеи будут транслироваться? Каковы тенденции современного мира с точки зрения технологий, морали, экономики, политики? Для шоу « Пульс », которое открывало чемпионат мира по рабочим профессиям WorldSkills в Казани, такой период накопления базы составил полгода.
Тема мастер-класса звучала как «Задай себе один вопрос — и шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи
После этого во всем собранном информационном хаосе нужно построить дороги в красивый рисунок, который становится новым миром со своими законами. « В этом мире обязательно должна быть некая центральная фигура , которая отражает мое внутреннее состояние, что я хочу показать, что этот спектакль собой символизирует. И этот образ должен быть понятен зрителю, в конце спектакля он должен почувствовать связь с ним и даже, возможно, захотеть ему подражать», — считает Сеченов. В шоу «Пульс» таким образом стала пирамида, которая символизирует человека с поднятыми руками. «Нам хотелось, чтобы зрители видели своё отражение в зеркальной пирамиде, и понимали, что это образ про них, для них, об их мыслях, творчестве и принадлежности к слову жизнь», — объяснил режиссер.
Во взаимоотношении зрителей и постановщика не бывает мелочей, подчеркивает Сеченов. Они должны быть четкими и ясными. «Очень важно, чтобы зритель выходил с ощущением пережитой проблемы, с ощущением будущего, с желанием измениться . Если даже несколько зрителей сказали, что хотят изменить свою жизнь, то мы свою миссию выполнили. Для нас режиссура — это взаимоотношение художника со зрителем. Для кого ты это делаешь? Это очень важный вопрос», — считает гость «АртХаба». Он призывает не отталкиваться от личностей приглашенных звезд: « Ваша идея — и есть звезда».
В любом шоу и спектакле должна храниться некая тайна — например, на шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В открытии пирамиды и было ее предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу
«СИНХРОНИЗАЦИЯ 60 ЭЛЕМЕНТОВ И ПРИВОДИТ К УСПЕХУ ШОУ»
В любом шоу и спектакле должна храниться некая тайна — например, на шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В открытии пирамиды и было ее предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу — чем болен современный мир, за что он переживает, что может изменить в себе. «Сейчас все гораздо быстрее, тоньше, жестче, нет градации между черным и белым, нет ровных линий. Мы идем по каким-то кривым. Взаимоотношения двух поколений — рожденного в XX веке и поколения технического прогресса, которое увидит принципиальное изменение мировой структуры — выстраивают вопрос: в чем заключается счастье? Либо ты бежишь, стремишься, создаешь, либо твое счастье рядом, на соседнем кресле? С этим вопросом мы сталкиваемся ежедневно. Это шоу посвящено проблеме глобальных перемен, изменений человеческого мировосприятия и поиску счастья», — рассказал Сеченов. По его словам, название «Пульс» символично — это одновременно и ритм современного мира, и теплое сердцебиение.
Механика создания сценария должна отвечать на вопрос — для чего пришли на стадион 45 тыс. зрителей? Сеченов добавляет, что в последнее время он ориентируется на стадионный формат, который позволяет делать шоу на 360 градусов, не отгораживаясь от зрителей сценой. «Я всегда задаю себе этот вопрос — на что пришли зрители? Они хотят удивиться, повеселиться, узнать что-то новое, поучаствовать в празднике? Мне кажется, зритель приходит не просто на праздник, а за пониманием, постижением чего-то нового, за новой эмоцией, переживанием, ощущением», — считает режиссер. Шоу для него — это модель жизни и мира, где работают свои законы и своя гравитация: «Зритель поэтому и верит в происходящее — оно выстроено как модель реальной жизни , которая спрессована в три часа».
В структуре компании Sechenov.com есть несколько отделов — продюсерско-производственный, литературно-редакторский, компьютерной графики, режиссёрская, инженерная, художественно-постановочная группа, видеопроизводство и бухгалтерия. Художники визуализируют идеи шоу, инженеры заставляют эти рисунки двигаться и так постепенно спектакль начинает оживать. После написания сценария начинается производственная часть — компания ставит техзадание перед подрядчиками, объясняя им, как они видят тот или иной элемент шоу. Между экономикой и экономией Сеченов делает выбор в пользу первого — ему важно добиться наилучшего качества постановок. Он работает с категорией максимального минимума, который не потревожит идею, и поможет ее создать. Перед шоу он четко прописывает таймлайн, автоматизируя все процессы и создавая машину со своим почти бесперебойно работающим механизмом.
«Когда ты 2 года находишься в проекте, самое интересное начинается потом. Ты знаешь его не то, что назубок — ты помнишь место каждой зубочистки. Наступает день шоу, и ты испытываешь неописуемое чувство, когда 2 года подготовки сжимаются в 2 часа. В этот момент внутри твоей головы и души не существует ни времени, ни пространства. Это примерно то же самое, что запустить ракету в космос — в одну секунду происходит 60 действий. Синхронизация 60 элементов и приводит к успеху шоу», — считает Сеченов. Сам он во время шоу контролирует его съемку. И если вдруг что-то пойдет не так, в его сторону повернутся 30 человек и спросят: «Что делать?». Режиссер должен быть готов к такому повороту событий и уметь быстро принимать решения. Например, когда на церемонии закрытия WorldSkills пошел сильный дождь, Сеченов принял решение не останавливать шоу. По словам участников мероприятия, этот момент только зарядил их энергией и вдохновением.
«Наступает день шоу, и ты испытываешь неописуемое чувство, когда 2 года подготовки сжимаются в 2 часа. В этот момент внутри твоей головы и души не существует ни времени, ни пространства. Это примерно то же самое, что запустить ракету в космос»
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЛАТИТ, СООТНОСИТ СЕБЯ С ТРЕТЬЯКОВЫМ И МАМОНТОВЫМ»
Львиную долю времени мастер-класса заняли вопросы от его участников, которых волновала, кажется, почти вся жизнь режиссера — от его любимых стран до бюджета поставленных им шоу. На вопрос о том, что сколько стоит, Сеченов ответил так: «Каким бы ни был бюджет, посмотрев на наши работы, люди называют сумму, которая в три раза выше реальной цены. Создайте шоу таким образом, чтобы его оценили в три раза дороже . И тогда КПД ваших вложенных денег — миллионы это или миллиарды — не будет играть роли, ведь восприятие будет иным». Однако он все же раскрыл стоимость одного из шоу - премия МУЗ-ТВ в 2012 году стоила $1 млн, , а создавалось оно год.
Отношение к бюджету у компании Сеченова такое же кропотливое, как к сценарию. «Это искусство, возможно, еще похлеще, чем литература. Там столько тонкостей! Формирование бюджета происходит до презентации проекта. Во время работы над чемпионатом мира по водным видом спорта режиссер столкнулся с нехваткой средств и предложил показать шоу « Пилигрим » 7 раз — так удалось увеличить бюджет постановки. «При формировании бюджета вам может помочь знание технологий, восприятия зрителя, знакомство с материалами», — считает постановщик. Он подчеркивает — нужно выделить главные элементы в спектакле, которые необходимо профинансировать.
Заказчик хочет получить произведение искусства , считает Сеченов. «Я ставлю цели для создания того или иного ивента гораздо более высокие, чем думает заказчик. Характеристика качества у всех разная, а характеристика произведения искусства — одна. Человек, который платит, соотносит себя с Третьяковым и Мамонтовым. И если с ним разговаривать на языке большого искусства, ваши корабли будут плыть в одном направлении. И деньги будут играть не такую большую роль, они перестанут являться противоборствующим компонентом», — отмечает режиссер.
Гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по постановке и режиссуре шоу
«НЕ БУДУ РАБОТАТЬ С ФАШИСТАМИ. А С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ — БУДУ»
Некоторым участникам мастер-класса захотелось больше цифр, и они напрямую спросили, сколько стоило шоу «Пульс». «А как вы сами думаете, сколько?» — задал встречный вопрос Сеченов. «Ну… думаю, миллиона три долларов», — предположил автор вопроса. «Как хотите», — улыбнулся режиссер, вызвав взрыв смеха в зале. После этого гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по постановке и режиссуре шоу. Однако Сеченов возразил: «Это прекрасный вопрос. Все люди сталкиваются с денежными вопросами каждый день. И чем больше мы между собой проговариваем эти вопросы, тем легче они переносятся на бумагу, тем быстрее мы достигаем взаимопонимания. Мы все стесняемся разговаривать о бабках. А разве про это не надо говорить? Режиссеры вообще стеснительные и похожи на доходяг».
На вопрос о заказчиках, с которыми Сеченов никогда не будет работать, режиссер признался: «Не буду работать с фашистами. А с инопланетянами — буду». На встречный вопрос из зала: «А что, если инопланетяне окажутся фашистами?» Сеченов горько заметил: «Это характеристика только нас, землян». Любимой площадкой постановщик назвал кровать: «Знаете, какие там шоу происходят!».
Сеченов не считает основополагающим фактором шоу регион, где оно будет проходить. « Для меня не существует пресловутой ментальности. Мне кажется, это какая-то хрень и для чего она придумана, я не понимаю. Каждый человек стремится к изменениям, удивлению, восхищению и наслаждению. Как эти мысли связаны с ментальностью? Я не делю зрителей и не ощущаю в этом необходимости. Все шоу хороши, кроме скучного», — считает постановщик. Тем не менее, сделать основой спектакля историю, философию и культуру народа — это дань уважения к нему. « Если тысячелетняя история народа не влезла в сценарий, то ваш сценарий — дерьмо. Это фундаментальные вещи, из которых возникает шоу», — отмечает Сеченов.
Изольда Сахарова (в центре): «Это человек — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с ним было интересно посетить не только с точки зрения пополнения знаний о режиссуре, но и с точки зрения встречи с удивительным человеком»
«ЖЕЛАТЕЛЬНО ИГРАТЬ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ, УМЕТЬ ПЛЯСАТЬ, СНИМАТЬ…»
Главными качествами для режиссера он считает абсолютный, бескомпромиссный трудоголизм и коммуникабельность . «Это простая работа — ори на всех, и погромче», — шутит Сеченов. Для него коммуникабельность — это умение общаться, делиться мнением, заставлять поверить в свои искренние чувства. «Желательно играть на музыкальном инструменте, уметь плясать, снимать, внимательно читать — это все второстепенно», — добавил постановщик.
Наконец, вопрос, который должен задать себе режиссер, чтобы шоу было успешным, звучит так: «Зачем это все нужно?». «Если каждый день задавать себе этот вопрос, то поверьте, шоу будет успешным. Но при одном условии — если вы себе ответите откровенно и честно». Однако самым неожиданным вопросом на мастер-классе стал один из последних. «Для чего вам была нужна сегодняшняя встреча?» — спросили у Сеченова под занавес мероприятия, словно четко срежиссировав момент благодарственной речи и финальной точки. «Во-первых, я очень люблю своего друга Михаила, во-вторых, я люблю Казань. А в-третьих, почему бы нет?», — ответил постановщик.
На выходе из «АртХаба» корреспондент «БИЗНЕС Online» поймала хозяйку конкурса «Мисс Татарстан», чтобы узнать, не планирует ли она пригласить Сеченова для обновления церемонии награждения республиканских красавиц. «Если бы у нас были такие бюджеты!», — рассмеялась Сахарова в ответ. — Это человек — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с ним было интересно посетить не только с точки зрения пополнения знаний о режиссуре, но и с точки зрения встречи с удивительным человеком». И с этим суждением невозможно не согласиться.
Валерия Завьялова Фото: Сергей ЕлагинПоследние новости
Консультации по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане
С 25 ноября по 6 декабря 2024 года будут доступны горячая линия и консультации.
Диспансеризация в Нижнекамске: результаты и планы
В администрации города обсуждаются важные вопросы здоровья населения.
Открытие Международного фестиваля «Восточный базар в Казани»
Фестиваль объединяет более 50 национальных культур из разных стран и регионов
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку