«Мы все стесняемся разговаривать о «бабках». А разве об этом не надо говорить?»

Режиссер церемоний Универсиады и WorldSkills в Казани, кудесник Алексей Сеченов о дерьмовых сценариях, заказчиках и бюджете стадионных шоу «Важно,

Режиссер церемоний Универсиады и WorldSkills в Казани, кудесник Алексей Сеченов о дерьмовых сценариях, заказчиках и бюджете стадионных шоу

«Важно, чтобы после шоу зритель выходил с  ощущением пережитой проблемы и  желанием измениться»,  — считает один из  самых успешных российских режиссеров масштабных шоу-программ Алексей Сеченов, ответственный за  церемонии открытия и  закрытия Универсиады-2013 в  Казани, ЧМ-2015 по  водным видам спорта и  WorldSkills 2019. На  мастер-классе в  «АртХабе» он  рассказал, что за  вопрос нужно задать, чтобы шоу обязательно получилось,  какую площадку считает идеальной и  сколько стоила премия «Муз-ТВ».

Гуру масштабных и красочных шоу Алексей Сеченов дал мастер-класс в Казани

«РЕЖИССУРА  — ЭТО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА СО  ЗРИТЕЛЕМ»

Целых три часа продлился в  минувшую пятницу мастер-класс   Алексея Сеченова в  казанском «АртХабе». Учиться у  гуру масштабных и  красочных шоу (на  счету его компании  — премия МУЗ-ТВ, церемонии открытия и  закрытия Универсиады в  Казани, всемирного фестиваля молодежи и  студентов в  Сочи, чемпионата мира по  водным видам спорта, чемпионата мира по  рабочим профессиям WorldSkills, открытие Зимних азиатских игр в  Казахстане и  концертные шоу Сергея Лазарева , Филиппа Киркорова и  Николая Баскова ) в  основном пришли профессионалы индустрии  — среди гостей были замечены президент общественной организации «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова и  основатели творческого коллектива «Громкие рыбы» Тимур Исмаев и  Кирилл Карамов .

Тема мастер-класса звучала как «Задай себе один вопрос  — и  шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи. Начал  же он  ее  с  озвучивания количества постановочных работ  — с  2004 года Сеченов и  Ко  успели создать 48 шоу, притом что каждое готовится год или два. «Работы были разные, создание было разное, но  во  главу угла каждой работы становилась литература »,  — подчеркнул режиссер. Каждый проект начинается с  кропотливого формирования литературного багажа. Для какого бренда создается  шоу? Какая будет у  него аудитория? Какие идеи будут транслироваться? Каковы тенденции современного мира с  точки зрения технологий, морали, экономики, политики? Для шоу « Пульс », которое открывало чемпионат мира по  рабочим профессиям WorldSkills в  Казани, такой период накопления базы составил полгода.

Тема мастер-класса звучала как «Задай себе один вопрос — и шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи

После этого во  всем собранном информационном хаосе нужно построить дороги в  красивый рисунок, который становится новым миром со  своими законами. « В  этом мире обязательно должна быть некая центральная фигура , которая отражает мое внутреннее состояние, что я  хочу показать, что этот спектакль собой символизирует. И  этот образ должен быть понятен зрителю, в  конце спектакля он  должен почувствовать связь с  ним и  даже, возможно, захотеть ему подражать»,  — считает Сеченов. В  шоу «Пульс» таким образом стала пирамида, которая символизирует человека с  поднятыми руками. «Нам хотелось, чтобы зрители видели своё отражение в  зеркальной пирамиде, и  понимали, что это образ про них, для них, об  их  мыслях, творчестве и  принадлежности к  слову жизнь»,  — объяснил режиссер.

Во  взаимоотношении зрителей и  постановщика  не  бывает мелочей, подчеркивает Сеченов. Они должны быть четкими и  ясными. «Очень важно, чтобы зритель выходил с  ощущением пережитой проблемы, с  ощущением будущего, с  желанием измениться . Если даже несколько зрителей сказали, что хотят изменить свою жизнь, то  мы  свою миссию выполнили. Для нас режиссура  — это взаимоотношение художника со  зрителем. Для кого ты  это делаешь? Это очень важный вопрос»,  — считает гость «АртХаба». Он  призывает не  отталкиваться от  личностей приглашенных звезд: « Ваша идея  — и  есть звезда».

В любом шоу и спектакле должна храниться некая тайна — например, на шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В открытии пирамиды и было ее предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу

«СИНХРОНИЗАЦИЯ 60 ЭЛЕМЕНТОВ И  ПРИВОДИТ К  УСПЕХУ ШОУ»

В  любом шоу и  спектакле должна храниться некая тайна   — например, на  шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В  открытии пирамиды и  было ее  предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу  — чем болен современный мир, за  что он  переживает, что может изменить в  себе. «Сейчас все гораздо быстрее, тоньше, жестче, нет градации между черным и  белым, нет ровных линий. Мы  идем по  каким-то кривым. Взаимоотношения двух поколений  — рожденного в  XX  веке и  поколения технического прогресса, которое увидит принципиальное изменение мировой структуры  — выстраивают вопрос: в  чем заключается счастье? Либо ты  бежишь, стремишься, создаешь, либо твое счастье рядом, на  соседнем кресле? С  этим вопросом мы  сталкиваемся ежедневно. Это шоу посвящено проблеме глобальных перемен, изменений человеческого мировосприятия и  поиску счастья»,  — рассказал Сеченов. По  его словам, название «Пульс» символично  — это одновременно и  ритм современного мира, и  теплое сердцебиение.

Механика создания сценария должна отвечать на  вопрос  — для чего пришли на  стадион 45  тыс. зрителей? Сеченов добавляет, что в  последнее время он  ориентируется на  стадионный формат, который позволяет делать шоу на  360 градусов, не  отгораживаясь от  зрителей сценой. «Я  всегда задаю себе этот вопрос  — на  что пришли зрители? Они хотят удивиться, повеселиться, узнать что-то новое, поучаствовать в  празднике? Мне кажется, зритель приходит не  просто на  праздник, а  за  пониманием, постижением чего-то нового, за  новой эмоцией, переживанием, ощущением»,  — считает режиссер. Шоу для него  — это модель жизни и  мира, где работают свои законы и  своя гравитация: «Зритель поэтому и  верит в  происходящее  — оно выстроено как модель реальной жизни , которая спрессована в  три часа».

В  структуре компании Sechenov.com  есть несколько отделов  — продюсерско-производственный, литературно-редакторский, компьютерной графики, режиссёрская, инженерная, художественно-постановочная группа, видеопроизводство и  бухгалтерия. Художники визуализируют идеи шоу, инженеры заставляют эти рисунки двигаться и  так постепенно спектакль начинает оживать. После написания сценария начинается производственная часть  — компания ставит техзадание перед подрядчиками, объясняя им, как они видят тот или иной элемент шоу. Между экономикой и  экономией Сеченов делает выбор в  пользу первого  — ему важно добиться наилучшего качества постановок. Он  работает с  категорией максимального минимума, который не  потревожит идею, и  поможет ее  создать. Перед шоу он  четко прописывает таймлайн, автоматизируя все процессы и  создавая машину со  своим почти бесперебойно работающим механизмом.

«Когда ты  2 года находишься в  проекте, самое интересное начинается потом. Ты  знаешь его не  то, что назубок  — ты  помнишь место каждой зубочистки. Наступает день шоу, и  ты  испытываешь неописуемое чувство, когда 2 года подготовки сжимаются в  2 часа. В  этот момент внутри твоей головы и  души не  существует ни  времени, ни  пространства. Это примерно то  же самое, что запустить ракету в  космос  — в  одну секунду происходит 60 действий. Синхронизация 60 элементов и  приводит к  успеху шоу»,  — считает Сеченов. Сам он  во  время шоу контролирует его съемку. И  если вдруг что-то пойдет не  так, в  его сторону повернутся 30 человек и  спросят: «Что делать?». Режиссер должен быть готов к  такому повороту событий и  уметь быстро принимать решения. Например, когда на  церемонии закрытия WorldSkills пошел сильный дождь, Сеченов принял решение не  останавливать  шоу. По  словам участников мероприятия, этот момент только зарядил их  энергией и  вдохновением.

«Наступает день шоу, и ты испытываешь неописуемое чувство, когда 2 года подготовки сжимаются в 2 часа. В этот момент внутри твоей головы и души не существует ни времени, ни пространства. Это примерно то же самое, что запустить ракету в космос»

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЛАТИТ, СООТНОСИТ СЕБЯ С  ТРЕТЬЯКОВЫМ И  МАМОНТОВЫМ»

Львиную долю времени мастер-класса заняли вопросы от  его участников, которых волновала, кажется, почти вся жизнь режиссера  — от  его любимых стран до  бюджета поставленных им  шоу. На  вопрос о  том, что сколько стоит, Сеченов ответил так: «Каким  бы ни  был бюджет, посмотрев на  наши работы, люди называют сумму, которая в  три раза выше реальной цены. Создайте шоу таким образом, чтобы его оценили в  три раза дороже . И  тогда КПД ваших вложенных денег  — миллионы это или миллиарды  — не  будет играть роли, ведь восприятие будет иным». Однако он  все  же раскрыл стоимость одного из  шоу - премия МУЗ-ТВ в  2012 году стоила $1 млн, , а  создавалось оно год.

Отношение к  бюджету у  компании Сеченова такое  же кропотливое, как к  сценарию. «Это искусство, возможно, еще похлеще, чем литература. Там столько тонкостей! Формирование бюджета происходит до  презентации проекта. Во  время работы над чемпионатом мира по  водным видом спорта режиссер столкнулся с  нехваткой средств и  предложил показать шоу « Пилигрим » 7 раз  — так удалось увеличить бюджет постановки. «При формировании бюджета вам может помочь знание технологий, восприятия зрителя, знакомство с  материалами»,  — считает постановщик. Он  подчеркивает  — нужно выделить главные элементы в  спектакле, которые необходимо профинансировать.

Заказчик хочет получить произведение искусства , считает Сеченов. «Я  ставлю цели для создания того или иного ивента гораздо более высокие, чем думает заказчик. Характеристика качества у  всех разная, а  характеристика произведения искусства  — одна. Человек, который платит, соотносит себя с  Третьяковым и  Мамонтовым. И  если с  ним разговаривать на  языке большого искусства,  ваши корабли будут плыть в  одном направлении. И  деньги будут играть не  такую большую роль, они перестанут являться противоборствующим компонентом»,  — отмечает режиссер.

Гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по постановке и режиссуре шоу

«НЕ  БУДУ РАБОТАТЬ С  ФАШИСТАМИ. А  С  ИНОПЛАНЕТЯНАМИ  — БУДУ»

Некоторым участникам мастер-класса захотелось больше цифр, и  они напрямую спросили, сколько стоило шоу «Пульс». «А  как вы  сами думаете, сколько?»  — задал встречный вопрос Сеченов. «Ну… думаю, миллиона три долларов»,  — предположил автор вопроса. «Как хотите»,  — улыбнулся режиссер, вызвав взрыв смеха в  зале. После этого гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по  постановке и  режиссуре  шоу. Однако Сеченов возразил: «Это прекрасный вопрос. Все люди сталкиваются с  денежными вопросами каждый день. И  чем больше мы  между собой проговариваем эти вопросы, тем легче они переносятся на  бумагу, тем быстрее мы  достигаем взаимопонимания. Мы  все стесняемся разговаривать о  бабках. А  разве про это не  надо говорить? Режиссеры вообще стеснительные и  похожи на  доходяг».

На  вопрос о  заказчиках, с  которыми Сеченов никогда не  будет работать, режиссер признался: «Не  буду работать с  фашистами. А  с  инопланетянами  — буду». На  встречный вопрос из  зала: «А  что, если инопланетяне окажутся фашистами?» Сеченов горько заметил: «Это характеристика только нас, землян». Любимой площадкой постановщик назвал кровать: «Знаете, какие там шоу происходят!».

Сеченов не  считает основополагающим фактором шоу регион, где оно будет проходить. « Для меня не  существует пресловутой ментальности. Мне кажется, это какая-то хрень и  для чего она придумана, я  не  понимаю. Каждый человек стремится к  изменениям, удивлению, восхищению и  наслаждению. Как эти мысли связаны с  ментальностью? Я  не  делю зрителей и  не  ощущаю в  этом необходимости. Все шоу хороши, кроме скучного»,  — считает постановщик. Тем не  менее, сделать основой спектакля историю, философию и  культуру народа  — это дань уважения к  нему. « Если тысячелетняя история народа не  влезла в  сценарий, то  ваш сценарий  — дерьмо. Это фундаментальные вещи, из  которых возникает шоу»,  — отмечает Сеченов.

Изольда Сахарова (в центре): «Это человек — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с ним было интересно посетить не только с точки зрения пополнения знаний о режиссуре, но и с точки зрения встречи с удивительным человеком»

«ЖЕЛАТЕЛЬНО ИГРАТЬ НА  МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ, УМЕТЬ ПЛЯСАТЬ, СНИМАТЬ…»

Главными качествами для режиссера он  считает абсолютный, бескомпромиссный трудоголизм и  коммуникабельность . «Это простая работа  — ори на  всех, и  погромче»,  — шутит Сеченов. Для него коммуникабельность  — это умение общаться, делиться мнением, заставлять поверить в  свои искренние чувства. «Желательно играть на  музыкальном инструменте, уметь плясать, снимать, внимательно читать  — это все второстепенно»,  — добавил постановщик.

Наконец, вопрос, который должен задать себе режиссер, чтобы шоу было успешным, звучит так: «Зачем это все нужно?». «Если каждый день задавать себе этот вопрос, то  поверьте, шоу будет успешным. Но  при одном условии  — если вы  себе ответите откровенно и  честно». Однако самым неожиданным вопросом на  мастер-классе стал один из  последних. «Для чего вам была нужна сегодняшняя встреча?»  — спросили у  Сеченова под занавес мероприятия, словно четко срежиссировав момент благодарственной речи и  финальной точки. «Во-первых, я  очень люблю своего друга Михаила, во-вторых, я  люблю Казань. А  в-третьих, почему  бы нет?»,  — ответил постановщик.

На  выходе из  «АртХаба» корреспондент «БИЗНЕС Online» поймала хозяйку конкурса «Мисс Татарстан», чтобы узнать, не  планирует  ли она пригласить Сеченова для обновления церемонии награждения республиканских красавиц. «Если  бы у  нас были такие бюджеты!»,  — рассмеялась Сахарова в  ответ. —  Это человек  — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с  ним было интересно посетить не  только с  точки зрения пополнения знаний о  режиссуре, но  и  с  точки зрения встречи с  удивительным человеком». И  с  этим суждением невозможно не  согласиться.

Валерия Завьялова Фото: Сергей Елагин

Последние новости

Консультации по профилактике ВИЧ-инфекции в Татарстане

С 25 ноября по 6 декабря 2024 года будут доступны горячая линия и консультации.

Диспансеризация в Нижнекамске: результаты и планы

В администрации города обсуждаются важные вопросы здоровья населения.

Открытие Международного фестиваля «Восточный базар в Казани»

Фестиваль объединяет более 50 национальных культур из разных стран и регионов

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Зеленодольске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *