Александр Сладковский: «Моя семья – это оркестр»
10 личных вопросов руководителю Государственного симфонического оркестра РТ в преддверии нового сезона 54-й сезон открывает сегодня ГСО Татарстана,
10 личных вопросов руководителю Государственного симфонического оркестра РТ в преддверии нового сезона
54-й сезон открывает сегодня ГСО Татарстана, а его главный дирижер и художественный руководитель Александр Сладковский — свой юбилейный, 10-й в Казани. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с народным артистом России в его загородном доме в поселке Ильинское, где маэстро рассказал, как отдыхает, о чем думает и чья музыка может растрогать его до слез.
Александр Сладковский: «Музыка, весь музыкальный процесс — это счастье в чистом виде, и я ничего себе другого не желаю»
«ЕСЛИ КОНЦЕРТ ХОРОШИЙ, ТО ПОСЛЕ НЕГО РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ НАДО»
— Александр Витальевич, что изменилось для вас за 10 лет руководства оркестром?
— Всё. Самое главное — оркестр получил признание. Поначалу никто не понимал, что мы делаем, а сейчас все гордятся, что республика обладает таким мощнейшим инструментом, который несет не только культорологическую миссию, но и политическую. Я считаю, что изменилось главное — отношение к нашему делу на самом высоком уровне.
— А что изменилось в вас?
— К сожалению, я стал старше. А к счастью, теперь многие вещи я понимаю на интуитивном уровне — благодаря той школе, которую прошел здесь, и по-человечески, и профессионально, благодаря моему коллективу, сотрудникам нашего тыла, нашего офиса. Это единый организм, и я расту и развиваюсь вместе с ними. Моя семья — это оркестр.
— Что вы открыли для себя в Казани за это время?
— Ильинское открыл! На самом деле, и Ильинское, и Раифу я открыл для себя очень давно. Мы привозили сюда первых гостей — покойного внука Сергея Васильевича Рахманинова — Александра Борисовича. В Раифу мы возили всех гостей — это место историческое, намоленное, необыкновенное, особенно для людей, которые знают Россию только по книгам и воспоминаниям своих родственников. И, конечно, в Казанский Кремль, чтобы показать им потрясающий Кул Шариф и единение русского православного собора и мусульманской мечети, которые находятся друг от друга почти в двух шагах. Это абсолютно уникальное явление. Так сложилось, что я открыл для себя Ильинское и теперь наслаждаюсь и вдохновляюсь этой природой, потрясающим озером, землей, которую я возделываю своими руками. Я облагораживаю окружающую среду, создаю ее и творю — на земле так же, как на сцене. Наверное, для меня это самое большое открытие в Казани. Если бы я был не в Казани, я бы никогда не очутился в Ильинском.
— Как вы отдыхаете? Есть ли у вас рецепты расслабления после концертов?
— По-разному. Если концерт хороший, то после него расслабляться не надо, потому что получаешь такое количество адреналина и позитива… А поскольку у нас не бывает плохих концертов, я не устаю. Если бы я уставал, занялся бы другим делом. Проходит 15 минут после концерта, я ухожу в гримерку, принимаю душ и моментально приходит ощущение того, что я могу еще столько же отстоять и сыграть. Это закон природы — чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Я счастлив выходить на сцену, играть для людей, репетировать со своим фантастическим оркестром.
Кроме того, я очень люблю море, и, если есть возможность, то я дышу морем, купаюсь, наслаждаюсь. Наверное, это самый лучший для меня отдых. Я обожаю водить машину и отдыхаю за рулем. Также, наверное, один из самых прекрасных способов расслабиться — когда после хорошего, удачного, классного концерта мы с друзьями идем в один из наших уютных ресторанов в Казани и общаемся, то есть дарим друг другу радость общения не только на сцене, но и за сценой. Это один из способов фантастического внутреннего обогащения и проверенный способ зарядить батареи.
«МУЗЫКА — ЭТО СЧАСТЬЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ, И Я НИЧЕГО СЕБЕ ДРУГОГО НЕ ЖЕЛАЮ»
— О чем вы думаете, когда просыпаетесь и когда засыпаете?
— Когда засыпаю, я не всегда успеваю о чем-то подумать. А когда просыпаюсь, то благодарю Всевышнего за то, что проснулся, и думаю о том, какое удовольствие я сегодня буду получать — будет ли это репетиция, или концерт, или встреча, или прогулка (если свободный день). Я не думаю о том, что было, я думаю только о том, что будет и как обустроить, чтобы оно действительно состоялось. Я действительно стараюсь не думать о негативе, потому что, если человек думает о негативе, он его притягивает. А негатива в моей жизни хватило на пару жизней вперед.
— Какого композитора вы мечтаете сыграть, но пока не успели или не получилось?
— Наверное, я уже сыграл все, что хотел. Осталось увековечить эти шедевры нашими записями и нашим прочтением — как мы уже сделали с Шостаковичем и Чайковским. Наверное, это очень большая удача — когда дирижер встречает своего композитора, как Мравинский Шостаковича, и Шостакович писал именно для его оркестра. У нас тоже есть такие очень близкие друзья, которые обожают оркестр и пишут для нас — в первую очередь, это Александр Чайковский. Также мне посчастливилось работать с нашими современниками — Родионом Константиновичем Щедриным, Софией Асгатовной Губайдулиной, Гием Александровичем Канчели, ушедшими классиками Андреем Павловичем Петровым или Борисом Ивановичем Тищенко. Но я думаю, что моя основная симфония еще впереди.
— Что бы вы сказали себе 15-летнему?
— Я уже сказал себе в 13 лет, что буду большим, выдающимся дирижером, и повторил бы это снова. Я повзрослел чуть раньше, чем мои сверстники, потому что с 11 лет учился в военной музыкальной школе, по сути в интернате, далеко от мамы и от папы. И в 13 лет я себе сказал — буду как Темирканов. Более счастливого исхода для себя я не представляю. Музыка, весь музыкальный процесс — это счастье в чистом виде, и я ничего себе другого не желаю.
«НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА ДОЛЖНА ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ»
— Три качества отличного дирижера?
— Последовательность, любовь к музыкантам и к людям, сила воли. Последовательность — очень важная вещь: сказал — сделал. Это мое кредо.
— Чья музыка может растрогать вас до слез?
— Любая музыка, которую я обожаю. Я постоянно это делаю и мне не стыдно, потому что ради этого музыка и писалась. Знаете, как обливались слезами композиторы, когда «рождали» свои произведения? Я представляю это очень хорошо, потому что это запредельные материи, которые невозможно осмыслить. Это космические вибрации, созданные облагораживать душу любого человека, в том числе, для тех, кто не имеет каких-либо музыкальных способностей. Настоящая музыка должна пробуждать в людях чувство сострадания, самые светлые и чистые чувства, ведь на самом деле это мягкая сила. Есть такое понятие в политике, так вот и музыка тоже — мягкая сила. Это совершенно удивительное, космическое изобретение, без которого наша жизнь была бы намного скуднее, а возможно вообще бессмысленной.
— Что мечтаете сделать в следующие 10 лет?
— Я не загадываю так далеко. Контракт с министерством культуры Татарстана у меня на год, но его постоянно продлевают. Я могу только оперировать своими мечтами в рамках заданного срока, потому что я не фантазер, а реалист и практик. В этом сезоне у нас много открытий — и дирижеров, и фантастических музыкантов. Нам предстоит презентация записи Петра Ильича Чайковского. В сезоне 2020-2021 я буду стараться сыграть всего Бетховена — в 2020 году исполняется 250 лет со дня его рождения, и мы не хотели бы пройти мимо этого события. В наших планах — записать все его симфонии, потому что они уже есть в репертуаре оркестра и их тоже хотелось бы увековечить. Я очень деликатно и осторожно отношусь к будущему времени. Все в Божьей власти, надо просто стараться делать все хорошо. 10 лет назад я знал, к какой точке мы придем сейчас. И я знаю внутри себя, что должно быть через 10 лет со мной и с оркестром, если, даст Бог, я смогу работать и дальше.
Но об этом я не могу говорить — это будет неделикатно.
Последние новости
Катастрофические последствия прекращения поставок газа из России в Приднестровье
Молдавские власти предупреждают о серьезных рисках для страны.
Новые подходы к экономическому развитию в условиях ограниченного кредитования
Как переосмысление финансовых моделей может помочь в развитии экономики.
Происшествия в городе: расследование продолжается
Сотрудники правоохранительных органов работают над важным делом.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку