Иван Грачев: «Снижение уровня жизни в Германии будет таким, какого не было с войны!»
«Энергоемкие производства в силу того, что у нас огромные энергоресурсы и территории, должны потихоньку стягиваться в нашу страну.
«Энергоемкие производства в силу того, что у нас огромные энергоресурсы и территории, должны потихоньку стягиваться в нашу страну. Мы можем иметь ресурсы на порядок дешевле, чем в потенциально конкурирующих государствах», — отмечает в своей статье главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Кроме того, автор «БИЗНЕС Оnline» объяснил, почему нужно вкладываться в проекты транспортных коридоров с Арменией и Монголией и как ошибка 10-летней давности с отказом от расширения Транссиба и БАМа аукается сегодня.
ОПЕК+ в октябре решила снизить добычу нефти на 100 тыс. баррелей в день Фото: Annette Riedl/dpa / www.globallookpress.com
Саудовская Аравия надавала по башке любителям неограниченно демпинговатьОПЕК+ в октябре решили снизить добычу нефти на 100 тыс. баррелей в день. Часть читателей не соглашалась, что для сотрудничества на будущее выберут нас и Китай, а не США. И вот факт, который это подтверждает. Они приняли решение в связи со снижением цен на нефть и наметившимся явным профицитом объемов ее добычи из-за рецессии в западном мире. Решение важное и позитивное! Грубо говоря, Саудовская Аравия надавала по башке любителям неограниченно демпинговать. С тех пор заключаются договоренности по стабилизации не только нефтяного, но и газового рынка, что также очень важно.
Дальше новость негативная, но несильно: отчет Международного агентства по атомной энергии перед ООН. Они, по сути, требуют демилитаризации запорожской АЭС, а, следовательно, интернационализации этой территории. Но в очень мягкой форме. Видимо, на это повлияли факты относительно украинских обстрелов и т. д.
Следующий крайне важный эпизод — первая по-настоящему массовая демонстрация в Праге против снижения уровня жизни, которая по сообщениям СМИ, собрала от 70 до 100 тыс. участников. Посмотрите хотя бы фотографии в интернете (причем сделаны снимки не сбоку, а сверху). Снижение уровня жизни в Европе ожидается на 10-15%., а по оценкам независимых экспертов, в Германии снижение такое, какого не было с войны, — катастрофическое. Так что ситуация полностью соответствует прогнозам: Европа будет катастрофически переживать последствия своих же санкций.
В части внутренних дел, безусловно, самое важное — это Восточный экономический форум. Начну с факта, который Владимир Путин счел необходимым упомянуть — падение ВВП России будет около 2% по итогам года. Напомню, что и российский минфин, и минэкономики вслед за международным валютным фондом утверждали, что падение будет 10% и больше. Я же публично утверждал, что 3,5% и меньше. Основывался я на том, что подсчитал вес отраслей в экономике, проанализировал перспективы. К примеру, что автомобилестроение упадет, а авиастроение — вырастет.
Оценки министерства финансов, министерства экономики, ЦБ были абсолютно неправильными. А если при планировании задаются неверные параметры, исходя из того, что бюджет будет дефицитный, что падение будет ужасающее, то это совершенно неверно ориентирует расходы страны, что, на самом деле, потеря огромных денег в результате. Если в план не закладываются правильные расходы, то дальше эти деньги либо бездарно скидываются в фонды, либо просто исчезают, а некоторая часть расходуется вне плана.
Кстати, Путин при оценке реального падения и роста учитывает объем грузоперевозок и потребления электроэнергии. Так вот в августе рост электропотребления был более чем на 2%, производства — более чем на 1%. В июле я писал, что спад действительно был, но надо посмотреть, что будет в августе, который покажет основные тенденции. Так вот, август показывает, что страна пошла в экономический рост.
Снижение уровня жизни в Европе ожидается на 10-15%., а по оценкам независимых экспертов, в Германии снижение такое, какого не было с войны, — катастрофическое Фото: TOBIAS STEINMAURER via www.imago/www.imago-images.de / www.globallookpress.com
На Востоке идет экономический ростЧто характерно, наибольший рост потребления энергии, соответственно, экономический рост, дает восточная энергетическая система — на 7%. Прежде всего, рост по добыче угля, алмазов, золота и других полезных ископаемых. Резко возросли перевозки (электричество нужно, в том числе, для перевозок), а перевозки по Транссибу очень значимы. Судостроительные предприятия резко нарастили производство и потребление электроэнергии. На мой взгляд, это важнейший показатель того, что компенсация западных санкций по восточным направлениям идет в высшей степени успешно и в принципе в августе уже восстановились объемы по нефти и по многим другим позициям. Короче говоря, на Востоке явно идет экономический рост.
Кроме того, в своем выступлении Путин отметил, что будет полтора триллиона профицита в консолидированном бюджете! И это после того, как на 20% нарастили расходную часть бюджета. Это позволяет существенно изменить экономику страны.
В этом плане интересна реакция некоторых регионов. Один, где явно имеется экономический рост, поступление в бюджет по доходам 150% от плана. При этом он продолжает, руководствуясь указаниями минэкономики, настаивать на том, что этот дефицит будет. И имея уже 50% дополнительно, регион продолжает планировать исходя из дефицита.
Такого рода абсурдные действия подкрепляются рассуждениями Центробанка типа: «Куда ведут тренды?». Есть подборка аналитики Центробанка, где они продолжают говорить о том, что инфляционное давление нарастает и, соответственно, надо продолжать сворачивать экономику. Но по факту, раз есть профициты и президент страны их признает, возникает вопрос: как дальше их расходовать? Путин на Восточном экономическом форуме упомянул про ошибки. Лет 10-15 назад (я, кстати, в этой дискуссии участвовал), когда думали, надо ли вкладывать большие деньги в расширение Транссиба и БАМа, в увеличение их пропускной способности, решили, что не надо. Мол, будет сворачиваться экспорт угля. А одна из самых больших по объему перевозок — уголь на экспорт. Убедили тогда энергетики и экономисты, заявив, что все, зеленая революция, от угля будут отказываться, экспорт будет падать и у Транссиба, и БАМа, будут свободные мощности по перевозке.
Я же тогда говорил, что ни Индия, ни тем более Китай, который 4 млрд тонн угля жжет, никогда ничем не смогут уголь заменить. Китайцы могут отдельные города перевести на газ, но полностью — нет. А свой дешевый уголь у них потихоньку кончается. Так что уже тогда было понятно, что не вкладывать деньги в расширение Транссиба и БАМа — ошибочное решение, которое сказывается сегодня. Недополучено примерно 1,5 трлн рублей дополнительных доходов и срочно надо этим заниматься.
Что здесь важно. Если кто-то порекомендовал главе страны это ошибочное решение, нужно, чтоб в дальнейшем они больше ничего не рекомендовали. Это относится и в целом ко всей экономике страны по результатам этого года. Оценка, которая повлияла на бюджетные расходы, была неверной. Но те, кто эти рекомендации давал, увы, продолжают давать рекомендации, сворачивающие экономику страны. Тем не менее, ошибка президентом отмечена.
Зафиксирован огромный заказ на российские самолеты, подписаны заказы на Дальнем Востоке, о чем Путин также упомянул в своей речи Фото: «БИЗНЕС Online»
Зафиксирован огромный заказ на российские самолетыВ плане развития экономики, вложения денег не только в Дальний Восток, четко признается, что сырьевые, энергетические ресурсы чрезвычайно важны для нашей страны. Я неоднократно говорил, что все эти финансовые спекуляции — ерунда, а ресурсы — нефть, газ и все остальное — это основа. Теперь фиксируется факт, что Россия — энергетическая сверхдержава, что мы практически единственная страна в мире, которая с лихвой обеспечена всеми необходимыми ресурсами. И даже может ими поделиться. Но, кроме того, что мы можем энергоресурсами поделиться, надо их разумно использовать у себя.
Скажем, российские алюминиевые заводы сейчас резко наращивают потребление электроэнергии, а европейские — полностью сворачивают производства. Это правильный признак того, что должно было происходить, и чему надо было помогать. Энергоемкие производства в силу того, что у нас огромные энергоресурсы и территории, должны потихоньку стягиваться в нашу страну. Мы можем иметь ресурсы на порядок дешевле, чем в потенциально конкурирующих государствах. Следовательно, энергоемкие производства, не только алюминий, но и, например, удобрения, цинк, очень многие цветные металлы должны производиться по большей части в России. Энергетику и смежные с ней отрасли, включая атомную энергетику, я всегда считал наиважнейшими. Это отрасли — № 1.
Отрасль № 2 — авиакосмическая. Зафиксирован огромный заказ на российские самолеты, подписаны заказы на Дальнем Востоке, о чем Путин также упомянул в своей речи. Мотив, кстати говоря, привел тот, о котором я всегда говорил: огромные территории России без своей авиации никогда не будут полноценно связаны, а это необходимо, чтобы было гарантировано сохранение единой страны.
Прозвучали совершенно конкретные вещи про Севморпуть: на какие объемы перевозок планируют выйти, сопоставимые с Суэцким каналом, что для этого нужно одной из точек сделать порт на Севере Фото: Sui Xiankai/XinHua / www.globallookpress.com
Севморпуть входит уже не в какие-то там благие пожелания, а в совершенно конкретныеТретья отрасль, о которой шла речь, — продовольствие. Говорилось про зерно, которое обманом вывозят не в Африку, где голодают люди, а в другие страны. Россия может производить огромное количество продовольствия, а продовольствие связано с энергией и, учитывая изменения климата, становится не менее важным ресурсом, чем энергетические. Площадь и энергия нужны чтобы производить много продовольствия.
И четвертая отрасль, о которой говорил президент, — транспортные коридоры. Прозвучали совершенно конкретные вещи про Севморпуть: на какие объемы перевозок планируют выйти, сопоставимые с Суэцким каналом, что для этого нужно одной из точек сделать порт на Севере, обустроить его, чтоб всем было удобно, и нужно связывать с Транссибирской магистралью. Кстати, важно, что об этом в своих речах сказали китайский и индийский представители. Это говорит о том, что Севморпуть входит уже не в какие-то там благие пожелания, а в совершенно конкретные: ледоколы строятся, Индия и Китай сориентировались.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян упоминал про Север-Юг, про транспортный коридор. Не знаю, хорошо это или плохо, но Пашинян очень вырос как государственный деятель. В начале карьеры он был близок к нулю, а сейчас выглядит сильнее, чем некоторые европейские лидеры. И вот в такой довольно аккуратной дипломатичной манере он говорил про этот коридор. На самом деле, если коридор будет проходить через Армению, это будет транспортно доступнее Индии и Ирану. Безусловно, это выигрышный для России проект, который может быть реализован. РФ чрезвычайно удачно расположена для логистики и для транспортных коридоров. Кстати, неплохо выступал представитель Монголии — еще один потенциальный транспортный коридор. Через него можно провести газопровод в Китай и переправлять газ из месторождений Западной Сибири, который Европе, судя по всему, не пойдет в полном объеме.
К сожалению, на ВЭФ не упоминались информационные технологии — то, что я также всегда считал обязательным для страны. Я имею в виду и все, что связано с комплектующими, с нестандартным программированием. Хотя, на мой взгляд, на Востоке ее надо развивать в тандеме с Индией и Китаем. Она должна быть одной из локомотивных отраслей для России. Тем не менее, в целом впечатление от форума позитивное, намечены нужные проекты с деньгами, с планами по реализации.
Иван Грачев Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакцииПоследние новости
Катастрофические последствия прекращения поставок газа из России в Приднестровье
Молдавские власти предупреждают о серьезных рисках для страны.
Новые подходы к экономическому развитию в условиях ограниченного кредитования
Как переосмысление финансовых моделей может помочь в развитии экономики.
Происшествия в городе: расследование продолжается
Сотрудники правоохранительных органов работают над важным делом.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку